Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 43 С учетом сказанного, можно отметить, что лиц с инвалидностью в российской культуре относят к людям с «особенными», специфически­ ми характеристиками, обусловленными заболеванием, которые, как правило, «заслоняют» личность. Иными словами, человек со специфи­ ческими особенностями в первую очередь выделяется из массы своим инвалидизирующим статусом, а не личностной индивидуальностью. Это происходит на основе закрепленных на институциональном уров­ не законодательных актов, социокультурных норм и стереотипов. С биографическими ситуациями связано понятие «бытие» как ха­ рактеристика существования самих индивидов. В книге Эриха Фромма «Иметь или быть?» автор под бытием понимает такой способ существо­ вания, при котором человек и не имеет ничего и не жаждет иметь что- либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности и пребы­ вает в единении со всем миром.’ Бытие, по мнению Э. Фромма, связано с активностью личности. Однако если эта активность основана лишь на внешней деятельности и расходовании энергии, то она относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением, и бытием, собственно, не является. Такую активность автор называет занятостью. В противовес активности у ученого выступает пассивность, которая исключает бытие. Основная характерная черта бытия — это не внеш­ няя занятость, а внутренняя активность, связанная с продуктивным использованием своих человеческих потенций. Следует уточнить, что слово «продуктивность» относится не к творческой способности, а к качеству активности. «Быть активным — читаем у Э. Фромма, — это значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми — хотя и в разной степени — на­ делен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливаться, лю­ бить, вырваться из стен своего изолированного «я», испытывать глубо­ кий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать».2 Другими характеристиками бытия у Э. Фромма выступают пары представлений и чувств: «опасность — безопасность», «солидар­ ность — антагонизм», «радость — удовольствие», «грех — прощение», «страх смерти — утверждение жизни», «здесь и сейчас — прошлое и будущее». От того, какое значение и эффект имеют эти характеристики для индивидов, зависит их мировосприятие и существование. ' См : Фромм Э. Иметь или быть / пер. с англ. М : АСТ. 2000 URL: www.koob.ru (дата обращения 10.10.2014). 1 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz