Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

42 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ П. Бергер и Т. Лукман используют понятие «социальный мир» в смысле всеобъемлющей реальности, с которой сталкивается инди­ вид, наподобие реальности природного мира. Человек (конечно, не в изоляции, но в своей общности) и его социальный мир взаимодей­ ствуют друг с другом. Экстернализация (проявление человеком себя в деятельности) и объективация (процесс, в результате которого про­ дукты человеческой деятельности и институты приобретают характер объективности) — два момента непрерывного диалектического про­ цесса. Третьим моментом этого процесса является интернализация (посредством которой объективированный социальный мир перево­ дится в сознание в ходе социализации). Каждый из них соответствует существенной характеристике социального мира. Анализ социального мира, который исключает хотя бы один из этих трех моментов, будет неполным и искажающим.’ А. Шюц считал, что с субъективным опытом связана лишь незначи­ тельная часть нашего знания о мире, большая же его часть — социаль­ ного происхождения, формируемая в процессе социализации. Человек, живущий в социальном мире с его повседневностью, воспринимает его готовым, уже выстроенным до него и открытым для интерпретации и действий, соотнесенных с его биографически детерминированной ситуацией. Это происходит за счет институционализации типических конструктов в качестве стандартов поведения, поддерживаемых обы­ чаем, традицией и средствами социального контроля. Несмотря на то, что жизненный мир является общим для всех пространством социального действия, каждый человек располо­ жен в нем особым образом благодаря его биографической ситуации. Биографическая ситуация каждого человека уникальна, так как связа­ на с физической и социокультурной средой — условиями рождения, воспитания, уровнем здоровья, особенностями социального окруже­ ния, средовых факторов и т.д., и приводит к различиям в восприятии окружающего мира каждым отдельным человеком и собственного по­ ложения в нем. А. Шюц отмечает, что люди, с которыми мы взаимодей­ ствуем, воспринимаются как уникальная индивидуальность, даже если они раскрываются лишь фрагментарно.2 1 Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум, 1995. С. 102 . 1 См.: Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988 № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz