Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 41 эта теория и для осмысления феноменов повседневной жизни лиц с инвалидностью. Развивая учение о жизненном мире, австрийский социолог и фило­ соф Альфред Шюц перенёс понятие «жизненный мир» на изучение по­ вседневного бытия, выделяя его интерсубъективный характер. А. Шюц использовал гуссерлевскую идею интерсубъективности как основание для определения «истинного понимания», снимающего необходимость контроля над процессом исследовательского понимания (т. е. над про­ цессом понимания как объяснения, его связи с характером поставлен­ ной самим исследователем теоретической задачи, решением ее в ме­ тодически определенной проблемной перспективе). Эта фиксация интерсубъективности была принята в качестве одно­ го из основных методологических положений социологии повсед­ невности. Оно должно было узаконить постулаты «базисных правил» действия («типизации» как основы общерелевантных конструкций реальности), «индексикальности» или «рефлексивности» (как связи между теоретическими схемами исследователя и практическим миром действующего) и некоторых других.’ Полагая, что повседневность является «высшей реальностью», на основе которой формируется опыт, А. Щюц предметом исследования феноменологии считал анализ смысловых структур повседневного ми­ ра, или социальной реальности. Социальную реальность А. Шюц опре­ делял как «совокупность всех объектов и явлений социокультурного мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношения­ ми взаимодействия».2 Основой социальной реальности, по мнению А. Шюца, является «жизненный мир». Он является «миром здравого смысла», миром до­ научной, естественной установки, воспринимаемый всеми живущими в нем само собой разумеющимся. А. Шюц стремится рационализировать структуру повседневной жизни посредством типизаций, лежащих в основе как интерсубъективного взаимодействия, так и научного позна­ ния. Мы стремимся не только понять и интерпретировать жизненный мир, но и управлять им, а при взаимодействии с людьми мы стараемся объяснить их поступки и намерения, как и самих себя. ' Барбакова К.Г., М ансуров В.А. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ гла­ зами западногерманских социологов: Техника — интеллектуалы — культура М : Наука, 1989 С 296-392 URL: http:// ribeyebar.ru (дата обращения 26.10.2014). 1 Шюц А. О множественных реальностях // Шюц А Избранное: Мир. светящийся смыслом. М., 2004 С 403.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz