Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 41 эта теория и для осмысления феноменов повседневной жизни лиц с инвалидностью. Развивая учение о жизненном мире, австрийский социолог и фило соф Альфред Шюц перенёс понятие «жизненный мир» на изучение по вседневного бытия, выделяя его интерсубъективный характер. А. Шюц использовал гуссерлевскую идею интерсубъективности как основание для определения «истинного понимания», снимающего необходимость контроля над процессом исследовательского понимания (т. е. над про цессом понимания как объяснения, его связи с характером поставлен ной самим исследователем теоретической задачи, решением ее в ме тодически определенной проблемной перспективе). Эта фиксация интерсубъективности была принята в качестве одно го из основных методологических положений социологии повсед невности. Оно должно было узаконить постулаты «базисных правил» действия («типизации» как основы общерелевантных конструкций реальности), «индексикальности» или «рефлексивности» (как связи между теоретическими схемами исследователя и практическим миром действующего) и некоторых других.’ Полагая, что повседневность является «высшей реальностью», на основе которой формируется опыт, А. Щюц предметом исследования феноменологии считал анализ смысловых структур повседневного ми ра, или социальной реальности. Социальную реальность А. Шюц опре делял как «совокупность всех объектов и явлений социокультурного мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношения ми взаимодействия».2 Основой социальной реальности, по мнению А. Шюца, является «жизненный мир». Он является «миром здравого смысла», миром до научной, естественной установки, воспринимаемый всеми живущими в нем само собой разумеющимся. А. Шюц стремится рационализировать структуру повседневной жизни посредством типизаций, лежащих в основе как интерсубъективного взаимодействия, так и научного позна ния. Мы стремимся не только понять и интерпретировать жизненный мир, но и управлять им, а при взаимодействии с людьми мы стараемся объяснить их поступки и намерения, как и самих себя. ' Барбакова К.Г., М ансуров В.А. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ гла зами западногерманских социологов: Техника — интеллектуалы — культура М : Наука, 1989 С 296-392 URL: http:// ribeyebar.ru (дата обращения 26.10.2014). 1 Шюц А. О множественных реальностях // Шюц А Избранное: Мир. светящийся смыслом. М., 2004 С 403.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz