Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

40 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ б) он субъективен, т. е. дан человеку в образе практики, целей, ин­ тересов, потребностей; в) это — культурно-исторический мир, или образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на опреде­ ленных этапах исторического развития; г) жизненный мир релятивен, так как зависит от социокультурной среды человеческого опыта; д) жизненный мир как проблемное поле не тематизируется ни есте­ ственной человеческой исследовательской установкой, ни установ­ кой объективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) он обладает априорными структурными характеристиками (ин­ вариантами), на основе которых формируются научные абстракции и научная методология.’ Изучение жизненного мира, согласно Э. Гуссерлю, необходимо как для понимания возникновения всех систем знания и их взаимосвязи с жизненным миром, так и придания им «человеческого» содержания. Со времен Галилея, по мнению Э. Гуссерля, реальная картина мира идеализируется и искажается наукой, а сам мир разграничивается на мир повседневной жизни и мир, описываемый наукой. Последний при этом чаще воспринимается человеком как «подлинный» и «объектив­ ный» в отличие от жизненного мира, воспринимаемого как субъектив­ ного феномена, однако единственно реальный мир — именно мир по­ вседневной жизни. «В высшей степени важно подчеркнуть, — пишет Э. Гуссерль, — что уже Галилей осуществил замещение единственно реального, опытно воспринимаемого и данного в опыте мира — ми­ ра нашей повседневной жизни миром идеальных сущностей, который обосновывается математически».2 Э. Гуссерль провозглашает зависимость научного познания от бо­ лее значимого способа вненаучного сознания, данного в повседнев­ ном, чувственном опыте и состоящего из суммы непосредственных очевидностей. Следует отметить, что теория «жизненного мира» ученого стала им­ пульсом для целой волны последующих исследований. Небезынтересна 1 См.: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии 1992 № 7- С. 136-176. 3 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz