Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 39 2. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью в условиях отдельного региона 2. 7. Жизненный мир и субъективный опыт молодых инвалидов Жизненный мир формирует структуру релевантностей (предпо чтительностей) и типологизирует предметную и символическую среду деятельности. Все это выражается в повседневной жизни людей, когда они, отталкиваясь от сложившихся в обществе норм, правил, ценно стей, стереотипов, конструируют собственную жизнь, привнося в каж дую социальную ситуацию определенные мотивы и модели поведения. Повторение ситуаций позволяет закрепить и типизировать мотивы и модели поведения индивидов, и сформировать определенную модель или образ жизни. Одним из первых обратил внимание на то, что необходимо исследо вать сферу человеческой обыденности немецкий ученый, основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль. В своих поздних работах ученый ввел понятие «жизненный мир» (нем. — Lebenswelt) как мир непо средственной практической жизнедеятельности, донаучных значений, предшествующий объективирующей научной рефлексии Повседневность понимается Э.Гуссерлем как динамичный жизнен ный мир человека, который конструируется и воссоздается каждой индивидуальной личностью. Э.Гуссерль поставил задачу восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром — миром по вседневного знания и деятельности, то есть понять процесс становле ния объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов.' Характерные черты жизненного мира у Э. Гуссерля следующие: а) жизненный мир является основанием всех научных идеализации; ' См.: Гуссерль Э. Картезианские размышления СПб : Наука. 1998; Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцен дентальная феноменология // Вопросы философии 1992. № 7. С. 136-176; Гуссерль Э Кризис европейского человече ства и философии // Вопросы философии 1986. № 3 С. 101-116; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск :Сагуна, 1994.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz