Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
36 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ янно воспроизводится ими теми же самыми средствами, которыми они реализуют себя как акторы. При этом Э. Гидденс говорит о «творческом» подходе акторов к социальным практикам, когда каждый актор вносит что-то свое в уже существующие образцы и модели поведения, одно временно видоизменяя их и себя. Поэтому целесообразно говорить о непрерывном постоянном потоке поведения как отдельного взятого социального актора (индивида), так и целых поколений. Действующая личность по Э. Гидденсу обладает процессуальной характеристикой — «интенциональностью», являющейся одной из со ставляющих человеческого поведения. Интенциональностью Э. Гидденс и объясняет человеческое действие и взаимодействие. П. Бурдье внес новую интерпретацию данного термина. Практика у П. Бурдье всегда единична и экстериорна, и когда агент с ней сталкива ется, тогда это практика становится практикой «другого», либо «овнеш- няет» ее, и тогда она становится собственной практикой агента.1Таким образом, практика имеет социальный характер, так как включает в се бя всё то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире. Для понимания феномена структур практик П. Бурдьё вводит по нятие «габитус». Понятие габитуса объединяет в себе «системы устой чивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, принципы, порождающие и организующие практики и представле ния, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, но не предполагают осознанную направленность на неё и непременное овладение необходимыми операциями по её достижению»2, таким об разом выделяя основные задачи структур практик как перцептивную, отвечающую за целостное восприятие социальной реальности субъек том и аффективную, организующую действие субъекта в соответствии с привычными представлениями. «Габитус», по П. Бурдье, порождается средой, путем их интериори- зации индивидом, и является результатом индивидуального социаль ного опыта индивида. Отсюда, «габитус» — принцип практик индивида, «социальное чувство», т. е. нечто спонтанное и нерациональное, про дукт интериоризации объективных предпосылок».3 ' Бурдье П. Практический смысл /пер. с фр. А.Т. Бикбов. К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред пер. и послесл. Н.А. Шматко. СП б.: Алетейя. 2001. С. 551. 1 Там же. С. 102. » Там же. С 559.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz