Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

34 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Социальные практики в повседневной жизни, таким образом, — это постоянные рутинные действия и взаимодействия, которые произво­ дит индивид или общность как само собой разумеющееся, воспроизво­ дя тем самым упорядоченность жизненного мира. Они понимаются как некий фон привычного знания или умения или как конкретная деятель­ ность. Для исследования практик в первом случае необходимо вывести практику-фон на передний план, во втором — анализировать всю сово­ купность и порядок действий в определенных культурных контекстах. Тем не менее, повседневную жизнь можно разграничить с соци­ альными практиками. Повседневность — характеристика жизненного мира, реализуемого зачастую автоматически без серьезных размыш­ лений. Социальные практики объективируются и подлежат описанию, когда действия становятся интенциональными, в них просматривается темпоральность времени и достигается результат (или осуществляются действия для его достижения).1 Социальные практики ограничены во времени и пространстве, в то время как повседневная жизнь текуча, и в силу своей обыденности, рутинности не подлежат рефлексии. Практики, в отличие от будней по­ вседневности, процедурны, имеют свою внутреннюю логику, содержа­ тельно тематизированы, имеют свои правила, как формальные, так и неформальные. Объектом социальных практик являются способы'жизнедеятельно­ сти людей. Другими словами, социальная практика — это ситуации, в которых индивид получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате сложившихся в обществе условий: формирования социальной компетенции к общественно­ значимой деятельности; приобретения практических умений в процес­ се осуществления различных социальных взаимодействий; знакомства с конкретными условиями и содержанием социальных процессов, про­ ходящих в обществе; приобретения навыков формирования моделей поведения, адекватных ситуации решения существующих проблем.2 В изучение практик в своё время оказалось вовлечено сразу не­ сколько направлений, каждое из которых сформировало своеобраз­ ный подход к категории практик. ' Жигунова Г.В. Ю венальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества : монография. Красноярск : НИЦ, 2011. С. 39. 1 Передерий В.А. Конструирование идентичности в поле различных социальных практик студенческой молодежи: дисс. канд. социол. наук по специальности 22.00.04 / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2008. С. 87.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz