Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
34 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Социальные практики в повседневной жизни, таким образом, — это постоянные рутинные действия и взаимодействия, которые произво дит индивид или общность как само собой разумеющееся, воспроизво дя тем самым упорядоченность жизненного мира. Они понимаются как некий фон привычного знания или умения или как конкретная деятель ность. Для исследования практик в первом случае необходимо вывести практику-фон на передний план, во втором — анализировать всю сово купность и порядок действий в определенных культурных контекстах. Тем не менее, повседневную жизнь можно разграничить с соци альными практиками. Повседневность — характеристика жизненного мира, реализуемого зачастую автоматически без серьезных размыш лений. Социальные практики объективируются и подлежат описанию, когда действия становятся интенциональными, в них просматривается темпоральность времени и достигается результат (или осуществляются действия для его достижения).1 Социальные практики ограничены во времени и пространстве, в то время как повседневная жизнь текуча, и в силу своей обыденности, рутинности не подлежат рефлексии. Практики, в отличие от будней по вседневности, процедурны, имеют свою внутреннюю логику, содержа тельно тематизированы, имеют свои правила, как формальные, так и неформальные. Объектом социальных практик являются способы'жизнедеятельно сти людей. Другими словами, социальная практика — это ситуации, в которых индивид получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате сложившихся в обществе условий: формирования социальной компетенции к общественно значимой деятельности; приобретения практических умений в процес се осуществления различных социальных взаимодействий; знакомства с конкретными условиями и содержанием социальных процессов, про ходящих в обществе; приобретения навыков формирования моделей поведения, адекватных ситуации решения существующих проблем.2 В изучение практик в своё время оказалось вовлечено сразу не сколько направлений, каждое из которых сформировало своеобраз ный подход к категории практик. ' Жигунова Г.В. Ю венальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества : монография. Красноярск : НИЦ, 2011. С. 39. 1 Передерий В.А. Конструирование идентичности в поле различных социальных практик студенческой молодежи: дисс. канд. социол. наук по специальности 22.00.04 / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2008. С. 87.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz