Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

30 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ инвалидов и в совокупности позволяют сформировать системное пред­ ставление об инвалидности как медико-социальном явлении. Данная методология отражена в авторском системном подходе к социальному конструированию инвалидности в рамках значимых социальных ин­ ститутов и практик:1 Социальное конструирование повседневной жизни инвалидов про­ исходит на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности во взаимосвязи социальных институтов и практик (Приложение 1). На макроуровне осуществляется институциональная регуляция и устанав­ ливаются общие формы институализированных социальных отношений. На этом уровне, благодаря, в первую очередь, институтам экономики, культуры и политики происходят коренные изменения, оказывающие влияние на жизнедеятельность людей во всех сферах. Мезоуровень охватывает значимые социальные институты для лиц с инвалидностью, определяет их место и роль в обществе, формирует модели поведения и стереотипы населения в отношении инвалидов и у самих лиц с инвалидностью. Микроуровень представлен повседневной жизнью, связанной с удовлетворением разнообразных потребностей, реализацией интере­ сов, мотивов, установок, целей лиц с инвалидностью в тех или иных социальных практиках (их перечень варьируется в каждом индиви­ дуальном случае). Данный уровень дает возможность проследить со­ циальное поведение и межличностные взаимодействия отдельных индивидов с инвалидностью и составить представление о конкретно­ ситуативном опыте их самореализации. На основе разработанной институциональной модели становится возможным осуществлять целостный системный анализ инвалидно­ сти как сложного и многофакторного явления социальной реальности, проследить практическую деятельность индивида, которая осущест­ вляется в рамках соответствующих социальных институтов, устанавли­ вающих формальные и неформальные правила этой деятельности. Эти правила не только предписывают стандарты поведения отдельному индивиду или группе, имеющих нетипичные социальные, психологи­ ческие или физические характеристики, но и формируют стереотипы восприятия и отношение отдельных индивидов и социальных групп. 1 См.: Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества : моногра­ фия. Красноярск : НИЦ, 2011. С 50-51 .Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России. Мурманск :Изд-во МГТУ, 2012. С. 68-70.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz