Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 29 Все повторяющиеся действия повседневной жизни, осуществляясь по установленному порядку, становясь со временем привычными, ру тинными, институциализируются. Институты являются для индивида внешними и объективирован ными реальностями, имеющими принудительную власть над челове ком. Объективная реальность институтов не становится меньше от того, понимает индивид их цели и способы действия, или не понимает. Институциональная обусловленность и принудительное воздействие на поведение индивида воплощается в роли. Конструктивисты отме чают, что роли дают институтам возможность постоянно существовать, реально присутствуя в опыте живых индивидов.’ Каждая роль несет в себе часть социального знания и является институциональной ре презентацией, опосредующей институционально объективированные системы знания. «На дотеоретическом уровне, — пишут П. Бергер и Т. Лукман, — у каждого института имеется массив знания рецептов, передаваемого по наследству, то есть того знания, которое поддерживает соответствую щие данному институту правила поведения».2 Это знание составляет мотивационную динамику институционализированного поведения и обусловливает все ситуации поведения и роли, которые следует играть в контексте рассматриваемых институтов, а также делает поведение контролируемым и предсказуемым. «Поскольку это знание социально объективировано как знание, то есть как совокупность общепринятых истин относительно реальности, любое принципиальное отклонение от институционального порядка воспринимается как уход от реаль ности. Такое отклонение можно назвать моральной испорченностью, умственной болезнью или полным невежеством».3 Люди с инвалидностью, таким образом, попадают за пределы нор мы, если, в силу физических и психических нарушений, демонстриру ют иной порядок выполнения обычных действий или не могут освоить общепринятые «правила игры» в той или иной жизненной ситуации. Соответствие социокультурным нормам и «правилам игры», следова тельно, являются базовым принципом повседневности. В целом рассмотренные выше институциональные концепции со ставляют институциональную методологию изучения повседневности ’ Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум, 1995. С. 123. 1 Там же. С. 110. ' Там же. С. 110.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz