Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 29 Все повторяющиеся действия повседневной жизни, осуществляясь по установленному порядку, становясь со временем привычными, ру­ тинными, институциализируются. Институты являются для индивида внешними и объективирован­ ными реальностями, имеющими принудительную власть над челове­ ком. Объективная реальность институтов не становится меньше от того, понимает индивид их цели и способы действия, или не понимает. Институциональная обусловленность и принудительное воздействие на поведение индивида воплощается в роли. Конструктивисты отме­ чают, что роли дают институтам возможность постоянно существовать, реально присутствуя в опыте живых индивидов.’ Каждая роль несет в себе часть социального знания и является институциональной ре­ презентацией, опосредующей институционально объективированные системы знания. «На дотеоретическом уровне, — пишут П. Бергер и Т. Лукман, — у каждого института имеется массив знания рецептов, передаваемого по наследству, то есть того знания, которое поддерживает соответствую­ щие данному институту правила поведения».2 Это знание составляет мотивационную динамику институционализированного поведения и обусловливает все ситуации поведения и роли, которые следует играть в контексте рассматриваемых институтов, а также делает поведение контролируемым и предсказуемым. «Поскольку это знание социально объективировано как знание, то есть как совокупность общепринятых истин относительно реальности, любое принципиальное отклонение от институционального порядка воспринимается как уход от реаль­ ности. Такое отклонение можно назвать моральной испорченностью, умственной болезнью или полным невежеством».3 Люди с инвалидностью, таким образом, попадают за пределы нор­ мы, если, в силу физических и психических нарушений, демонстриру­ ют иной порядок выполнения обычных действий или не могут освоить общепринятые «правила игры» в той или иной жизненной ситуации. Соответствие социокультурным нормам и «правилам игры», следова­ тельно, являются базовым принципом повседневности. В целом рассмотренные выше институциональные концепции со­ ставляют институциональную методологию изучения повседневности ’ Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум, 1995. С. 123. 1 Там же. С. 110. ' Там же. С. 110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz