Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

28 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ связи необходимо отметить, что в сложившихся российских условиях лицам с инвалидностью приходится играть пассивные роли. В значи­ тельной степени это зависит от успешности функционирования инсти­ тутов, отвечающих за адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в социальную среду. Ролевые требования-ожидания по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья со сто­ роны полноценных членов общества связаны с явлением социальной стигматизации. Роль инвалида в таком случае свидетельствует об опре­ деленной социальной недостаточности, т. е. неспособности индивида полностью или частично выполнять «обычные» функции полноценного члена общества или отдельного социального института (например, в рамках экономических институтов через трудовую деятельность).’ В концепции П. Сорокина показано, что, помимо базовых институ­ тов, обеспечивающих вертикальную социальную мобильность инди­ вида, существуют дополнительные факторы, оказывающие влияние на процесс распределения ролей в рамках общества в целом и в раз­ личных сферах общественной жизни. Такими факторами для инвалида выступают формальные и неформальные требования, предъявляемые в виде медико-социальных, правовых и социокультурных норм, соот­ ветствие которым обеспечивает успешность процесса вертикальной социальной мобильности человека в течение жизни. Инвалидность препятствует восхождению человека с инвалидностью по социальной лестнице и в этой связи является отрицательным фактором. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что социальный инсти­ тут представляет собой: а) социальные установления (ценности, нормы, правила, обычаи и традиции); б) функциональную структуру социаль­ ных позиций и закрепленных за ними статусов и ролей; в) формальную или неформальную организацию; г) систему контроля. Социальные институты являются каркасом социального устройства, придающим форму и направляющим в нужное русло социальные от­ ношения на макро- и микро- уровнях социальной реальности. На ми­ кроуровне повседневная деятельность людей также осуществляется в рамках социальных институтов, устанавливающих формальные и не­ формальные правила и порядок этой деятельности. ' Кантемирова И.Б. Детская инвалидность в современной России: институциональный подход к социальному конструи­ рованию явления: дисс. канд соц. н. / 22.00.04. Краснодар, 2006. С 56.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz