Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 27 институт праздного класса, указывающий актору, какие виды социаль ного действия в обществе являются почетными или не почетными. Институты как результат процессов, происходящих в прошлом, при способлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не всегда соответствуют требованиям настоящего времени. Действительно, если рассматривать состояние социальных институтов в российском обще стве в настоящее время, то необходимо признать их отставание в со держательном, функциональном и структурном плане от требуемого уровня их развития в современном мире. Ярким примером может служить неудовлетворительное положение инвалидов в российском социуме, связанное с низким уровнем их жизни и отсутствием возмож ностей для независимой жизни. Дж. Ролз также определяет институт как «публичную систему пра вил, которые «специфицируют определенные формы действий в ка честве разрешенных, а другие — в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие».’ Наибольший интерес при рассмотрении социальных меха низмов воплощения в жизнь принципов справедливости, являющих ся одним из основных компонентов формирования благоприятной среды жизнедеятельности инвалидов, представляет выделение Дж. Ролзом четырех институциональных ветвей. Первые две ветви — вы делительная и стабилизационная — совместно должны обеспечить эф фективность рыночной экономики в целом. Третья институциональная ветвь — социальный минимум. Это сфера безвозмездных социальных выплат. Данная ветвь играет ключевую роль в обеспечении минималь но приемлемых условий жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья посредством таких институтов, как социаль ная защита населения, система пенсионного обеспечения, социально го страхования и т. п. 3. Статусно-ролевой подход понимания социального института, обусловленный различиями в занимаемых индивидами объектно субъектных позициях в рамках конкретных социальных институтов (П. Сорокин, Ч. Миллс). Чарльз Миллс отмечал, что «институтом будет называться комплекс институциональных ролевых интегрантов, который имеет стратегиче ское структурное значение в данной социальной системе».2 В данной ' Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск :Изд-во Новосиб. ун-та. 1995. С 177. 1 Миллс Ч .Высокая теория // Американская социологическая мысль. М., 1996 С. 148.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz