Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
26 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ мативными требованиями институциональных образцов. Отсюда — первостепенная значимость изучения институциональной структуры, то есть различных взаимосвязанных между собой комплексов социаль ных ролей-статусов для понимания общественной жизни, поскольку именно эта структура интегрирует социальные действия индивидов, формирует социальный порядок и закономерность. При этом институт понимается им как «стандартизированная система ожиданий, то есть норм и правил поведения, относящихся к образцам поведения».' В отличие от Г. Спенсера, Т. Парсонс в своей концепции обосновы вает структурированность и функциональную определенность соци альных институтов как составляющих базовых элементов обществен ного макропорядка, т. е. структурированность социальной реальности. «Общество должно предоставлять индивидам набор ролевых возмож ностей, — указывает Толкотт Парсонс, — достаточный как для реали зации их фундаментальных личностных потребностей на всех этапах жизненного цикла без выхода за рамки общества, так и для реализации потребностей самого общества».2Для социолога самые главные соци альные институты — это те, которые непосредственно формируют от ношения взаимодействий социальной системы, определяя статусы и роли сторон в этом процессе.3 Т. Парсонс выделяет три основных института: культурные: рела- ционные (институты отношений), определяющие взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов; регулятивные, суще ствующие для интеграции коллективов через регулирование интере сов социальных акторов, подразделяющиеся на инструментальные, экспрессивные, моральные.4 Институт инвалидности соответствует критериям и культурного, и релационного, и регулятивного. Институт у Т. Веблена — это «совокупность общих для большинства людей привычных навыков мышления (привычек), влияющих на выбор стратегий экономического поведения в дополнение к мотивации раци онального экономического выбора».5 С изменениями поведения и ко личества социальных групп меняются ценности и нормы, складывается 1 Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Структурно- функциональный анализ в современной социологии :информационный бюллетень М .:АСА. 1968. С. 25. } Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология. Антология: В 2 ч. М . : Университет, 2002. Ч. 2. С. 22 * Там же. С. 125-133. * См.: Парсонс Т. О социальных системах. М .:Академический проект, 2002. С. 125-133. s Веблен Т. Теория праздного класса. М .: Прогресс, 1984. С. 93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz