Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 25 определенных границах, установленных социальными институтами. Подразделяются социальные институты с точки зрения формализации правил и ограничений на формальные, неформальные или частично формализованные институты. 4. Функциональный подход (Т. Веблен, Г. Спенсер, Дж. Ролз, Т. Парсонс). Совокупность институтов составляет сеть функциональных связей, определяющих основные каналы сотрудничества, взаимодей ствия и обмена между людьми, характеризующих строение и базовую организацию общества. Определение института, данное Гербертом Спенсером, делает ак цент на роли и функциях этого образования в обществе. Под институ том он понимал социальную организацию, рожденную в обществе для борьбы за существование. Они писал: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система...».’ Функции соци альной системы социолог сводил к трем основным: регулятивная, про изводящая и распределяющая. В зависимости от функций, Г. Спенсер подразделял институты на шесть основных групп: домашние, обрядо вые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. В контексте теории Г. Спенсера потребности инвалидов, как и иных лиц, удовлетворяются во всех приведенных группах институтов, однако первые два имеют большее значение, так как осуществляют функции социализации и регуляции поведения в отношении людей с инвалид ностью в обществе. Говоря о социальной организации и порядке че ловеческого сотрудничества, Г. Спенсер предполагает не сознательное, планируемое и целенаправленное сотрудничество индивидов, групп и институтов, а тот естественный спонтанный макропорядок, масштабы которого и сроки эволюционного формирования выходят за пределы восприятия отдельных людей и не зависят от них.2 В функционализме роль подчеркивает нормативные ожидания, свя занные со специфическим положением индивида, и способ, которым роли определены социальными институтами. Согласно Т. Парсонсу, ин ституализированные образцы поведения (статус, роли) образуют глав ное содержание социальной структуры, так как именно они устанав ливают границы вариации социального действия, которое перестает носить случайный характер, так как направляется и регулируется нор Spenser Н. First principles. New York. 1898. Р.46. J Истории теоретической социологии: в 5 т. Т. 2: Социология XIX века. Профессионализация социально-научного знания / отв. ред и сост. Ю.И. Давыдов М : Магистр, 1997 С 260.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz