Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 25 определенных границах, установленных социальными институтами. Подразделяются социальные институты с точки зрения формализации правил и ограничений на формальные, неформальные или частично формализованные институты. 4. Функциональный подход (Т. Веблен, Г. Спенсер, Дж. Ролз, Т. Парсонс). Совокупность институтов составляет сеть функциональных связей, определяющих основные каналы сотрудничества, взаимодей­ ствия и обмена между людьми, характеризующих строение и базовую организацию общества. Определение института, данное Гербертом Спенсером, делает ак­ цент на роли и функциях этого образования в обществе. Под институ­ том он понимал социальную организацию, рожденную в обществе для борьбы за существование. Они писал: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система...».’ Функции соци­ альной системы социолог сводил к трем основным: регулятивная, про­ изводящая и распределяющая. В зависимости от функций, Г. Спенсер подразделял институты на шесть основных групп: домашние, обрядо­ вые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. В контексте теории Г. Спенсера потребности инвалидов, как и иных лиц, удовлетворяются во всех приведенных группах институтов, однако первые два имеют большее значение, так как осуществляют функции социализации и регуляции поведения в отношении людей с инвалид­ ностью в обществе. Говоря о социальной организации и порядке че­ ловеческого сотрудничества, Г. Спенсер предполагает не сознательное, планируемое и целенаправленное сотрудничество индивидов, групп и институтов, а тот естественный спонтанный макропорядок, масштабы которого и сроки эволюционного формирования выходят за пределы восприятия отдельных людей и не зависят от них.2 В функционализме роль подчеркивает нормативные ожидания, свя­ занные со специфическим положением индивида, и способ, которым роли определены социальными институтами. Согласно Т. Парсонсу, ин­ ституализированные образцы поведения (статус, роли) образуют глав­ ное содержание социальной структуры, так как именно они устанав­ ливают границы вариации социального действия, которое перестает носить случайный характер, так как направляется и регулируется нор­ Spenser Н. First principles. New York. 1898. Р.46. J Истории теоретической социологии: в 5 т. Т. 2: Социология XIX века. Профессионализация социально-научного знания / отв. ред и сост. Ю.И. Давыдов М : Магистр, 1997 С 260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz