Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

24 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ными ограничениями».1 В российском обществе мы наблюдаем ука­ занные моменты, связанные с несоответствием формальных и нефор­ мальных правил в отношении к лицам с инвалидностью. В частности, мы наблюдаем дискриминацию лиц с инвалидностью во всех сферах общественной жизни, несмотря на существующие формальные права данных лиц. Я. Щепаньский трактует социальные институты как «системы учреж­ дений, в которых определенные люди, избранные членами групп, полу­ чают полномочия для выполнения определенных общественных и без­ личных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения дру­ гих членов групп».2 Формализация социальных институтов рассматри­ вается через выполняемые их членами функции. А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направ­ ляющее в определенное русло действия людей. Иными словами, «ин­ ституты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными».3 А. Гелен делает акцент на формализованной стороне социального института — формализованных привычках. Если в кон­ цепциях Д. Норта и Т. Эггертссона речь идет, прежде всего, о правилах и ограничениях, предлагаемых институтами обществу, то А. Гелен, в первую очередь, выделяет понятие потребности, что больше сближает его концепцию с теорией Я. Щепаньского. Джеффри Ходжсон трактует институты как «явно или неявно задан­ ные ограничения, которым подчиняются действия рационального рас­ четливого индивида».4 Если в большинстве теорий институтам дается негативная оценка за счет того, что их считают границами или огра­ ничениями, сдерживающими поведение, то Дж. Ходжсон, напротив, утверждает, что «институты скорее внутреннее содержание социаль­ ной жизни, нежели ее границы».5 Таким образом, на основе рассмотренных концепций можно заклю­ чить, что жизнедеятельность лиц с инвалидностью осуществляется в ' Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и научная ред Б-3. Мильнера. М .:Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 66. 3 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М .: Прогресс, 1969. С. 96-97. 1 Добренькое В.И., Кравченко AJ4. Социология; В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М. : Инфра-М, 2000. С. 136. 4 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институци<5нальной экономической тео­ рии /пер. с англ. М .:Дело, 2003. С. 64 * Там же. С. 205-206.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz