Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
24 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ными ограничениями».1 В российском обществе мы наблюдаем ука занные моменты, связанные с несоответствием формальных и нефор мальных правил в отношении к лицам с инвалидностью. В частности, мы наблюдаем дискриминацию лиц с инвалидностью во всех сферах общественной жизни, несмотря на существующие формальные права данных лиц. Я. Щепаньский трактует социальные институты как «системы учреж дений, в которых определенные люди, избранные членами групп, полу чают полномочия для выполнения определенных общественных и без личных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения дру гих членов групп».2 Формализация социальных институтов рассматри вается через выполняемые их членами функции. А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направ ляющее в определенное русло действия людей. Иными словами, «ин ституты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными».3 А. Гелен делает акцент на формализованной стороне социального института — формализованных привычках. Если в кон цепциях Д. Норта и Т. Эггертссона речь идет, прежде всего, о правилах и ограничениях, предлагаемых институтами обществу, то А. Гелен, в первую очередь, выделяет понятие потребности, что больше сближает его концепцию с теорией Я. Щепаньского. Джеффри Ходжсон трактует институты как «явно или неявно задан ные ограничения, которым подчиняются действия рационального рас четливого индивида».4 Если в большинстве теорий институтам дается негативная оценка за счет того, что их считают границами или огра ничениями, сдерживающими поведение, то Дж. Ходжсон, напротив, утверждает, что «институты скорее внутреннее содержание социаль ной жизни, нежели ее границы».5 Таким образом, на основе рассмотренных концепций можно заклю чить, что жизнедеятельность лиц с инвалидностью осуществляется в ' Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и научная ред Б-3. Мильнера. М .:Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 66. 3 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М .: Прогресс, 1969. С. 96-97. 1 Добренькое В.И., Кравченко AJ4. Социология; В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М. : Инфра-М, 2000. С. 136. 4 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институци<5нальной экономической тео рии /пер. с англ. М .:Дело, 2003. С. 64 * Там же. С. 205-206.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz