Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
22 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ных практик в самых равных сферах повседневной жизни. Чаще всего мы наблюдаем установления сразу нескольких институтов различных уровней формализации, своеобразное переплетение их «правил игры» в каждодневных будничных действиях. Таким образом, мы приходим к необходимости рассмотрения по вседневности в институциональном плане, а множественность пред ставленных институтов требует выявления межинституциональных связей, что может быть осуществлено на основе институциональной модели, в рамках которой происходит актуализация и решение повсед невных задач в жизнедеятельности индивидов. В социологической науке сегодня существует множество подходов к определению сущности, содержания и функций институтов.1Наиболее обоснованными являются следующие: 1. С позиций объективистской парадигмы институционального анализа (О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Маркс) социальные ин ституты рассматриваются как жестко организованные социальные факты надындивидуальной реальности, существующие независи мо от человека и принудительно воздействующие на него. Данный подход — макросоциологический. 2. С точки зрения феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц) институализация представляет непрерывный процесс накопления социального опыта и его опривычивание, приводящий к уменьшению различных выборов за счет типизации и стандартизации. При данном подходе любая типизация опривыченных действий, нахо дящая свое отражение в ролях и ролевом институциональном поведе нии, есть институт. В феноменологической теории также подчеркива ется функция и роль контроля в институциональной системе. Данный подход — микросоциологический, исследующий социальное поведе ние и межличностные взаимодействия отдельных индивидов. Он пока зывает взаимосвязь институтов и практик, в которых, в разнообразных формах стандартизированного ролевого поведения, осуществляется накопление конкретного социального опыта. Этот подход позволяет проследить отражение специфических потребностей и установок лиц с инвалидностью в их многообразных социальных практиках и конструи ровать инвалидность с учетом особенностей исследуемой категории. ’ См. об этом: Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институ циональной организации и социальных практик : дисс. ... д-ра социол. наук по специальности 22.00 04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / защ. 28.04.2012 г. в ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет». Краснодар, 2011. С. 53-76.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz