Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 21 развития перестали быть значимыми для сторонников этих направле­ ний социологической мысли».1 Тем не менее, даже поверхностный взгляд на повседневные дей­ ствия людей показывает, что они протекают по определенным пра­ вилам, с учетом функций, социальных статусов и ролей, системы кон­ троля и т.д., что составляет характеристики социального института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, которыми являются также инвалиды, удовлетворять свои потребности одобренным в обществе способом, а совокупность всех имеющихся институтов характеризует способ организации общественной жизни в целом. В данной связи обратимся к представлениям П. Бергера и Т. Лукмана 0 том, что институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода. При этом типизации опривыченных действий, составляющих инсти­ туты, всегда разделяются; они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы, и сам институт типизирует как ин­ дивидуальных деятелей, так и индивидуальные действия.2 Итак, повседневная жизнедеятельность людей, как и любая другая, вовлекает в свою реализацию целый ряд институтов. Например, такая обыденная деятельность как выполнение ребенком заданного в школе домашнего задания протекает с учетом требований институтов школы, образования, семьи, норм гигиены и т.п. Эти правила включают в себя четко определенное количество клеточек, которые надо отступать в тетради, наличие специального места, времени, освещения, правиль­ ной осанки, контроля родителей и т.д. Впоследствии выполненное домашнее задание проходит проверку учителем, оценивающий эту работу по выработанной и формально закрепленной в данной институ­ циональной системе шкале. Такое повседневное социальное действие как общение по телефону с другом также несет на себе отпечаток сло­ жившихся «правил игры» в рамках неформальных институтов дружбы, товарищества, а также семьи, культуры и т.д. Индивид руководствует­ ся в данном случае установленными в обществе, конкретной семье и дружеской среде правилами взаимодействия и коммуникаций. Можно и дальше приводить примеры взаимосвязи институтов и повседнев' Барбакова К.Г., М ансуров В А Проблема повседневноетм и поиски альтернативной теории социологии //ФРГ глаза­ ми западногерманских социологов: Техника — интеллектуалы — культура. М .; Наука, 1989. С. 296-392 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум. 1995. С 93.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz