Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 21 развития перестали быть значимыми для сторонников этих направле ний социологической мысли».1 Тем не менее, даже поверхностный взгляд на повседневные дей ствия людей показывает, что они протекают по определенным пра вилам, с учетом функций, социальных статусов и ролей, системы кон троля и т.д., что составляет характеристики социального института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, которыми являются также инвалиды, удовлетворять свои потребности одобренным в обществе способом, а совокупность всех имеющихся институтов характеризует способ организации общественной жизни в целом. В данной связи обратимся к представлениям П. Бергера и Т. Лукмана 0 том, что институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода. При этом типизации опривыченных действий, составляющих инсти туты, всегда разделяются; они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы, и сам институт типизирует как ин дивидуальных деятелей, так и индивидуальные действия.2 Итак, повседневная жизнедеятельность людей, как и любая другая, вовлекает в свою реализацию целый ряд институтов. Например, такая обыденная деятельность как выполнение ребенком заданного в школе домашнего задания протекает с учетом требований институтов школы, образования, семьи, норм гигиены и т.п. Эти правила включают в себя четко определенное количество клеточек, которые надо отступать в тетради, наличие специального места, времени, освещения, правиль ной осанки, контроля родителей и т.д. Впоследствии выполненное домашнее задание проходит проверку учителем, оценивающий эту работу по выработанной и формально закрепленной в данной институ циональной системе шкале. Такое повседневное социальное действие как общение по телефону с другом также несет на себе отпечаток сло жившихся «правил игры» в рамках неформальных институтов дружбы, товарищества, а также семьи, культуры и т.д. Индивид руководствует ся в данном случае установленными в обществе, конкретной семье и дружеской среде правилами взаимодействия и коммуникаций. Можно и дальше приводить примеры взаимосвязи институтов и повседнев' Барбакова К.Г., М ансуров В А Проблема повседневноетм и поиски альтернативной теории социологии //ФРГ глаза ми западногерманских социологов: Техника — интеллектуалы — культура. М .; Наука, 1989. С. 296-392 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум. 1995. С 93.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz