Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 19 бильности, устойчивости, определенному режиму, которые являются нормой повседневности.' Как время напоминает человеку о существовании привычных дел, так и люди, встречаясь друг с другом, вовлекают друг друга в свою по­ вседневную реальность, придавая друг другу в ходе непосредствен­ ного взаимодействия субъективные значения. Наше взаимодействие «лицом-к-лицу» определенным образом типизируется и упорядочи­ вается. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, наши встречи с Другими в повседневной жизни являются типичными в двойном смысле — мы воспринимаем Другого как тип и взаимодействуем с ним в ситуации, которая сама по себе является типичной.2 Имея представление о том или ином человеке, мы выстраиваем свое поведение в отношении к ним — от одного что-то скрываем, другому — доверяем, от третьего стремимся что-то получить и т.д. В данной связи на первый план вы­ ступает наше знание о людях, о жизни, а также наш опыт, воспитание, ценностно-нормативная система. Противоположностью повседневности выступает неповседневное, определяемое как непривычное, находящееся вне обычного поряд­ ка. Обратная сторона неповседневного, необычного возникает из того, что встречающееся нам в опыте не вписывается в привычный мир. Это происходит с новым практическим опытом, в ходе которого человек осваивает новые для себя виды и формы деятельности. Новое, неиз­ вестное, существует на границах хорошо знакомого мира, оно манит и пугает одновременно. Б. Вальденхельс, полагая, что человек суще­ ствует на границе повседневного и неповседневного, пишет: «Человек существует не только в порядке повседневности, а как бы на пороге между обыденным и необычным, которые соотносятся друг с другом как передний и задний планы, как лицевая и обратная стороны».3 Эта же мысль прослеживается у К. Косика: «Повседневность имеет свой опыт и свою мудрость, свое лицо, свое предвидение, свою повторяе­ мость, но также и свою необычность, свои будни и свои праздники».4 В данной связи повседневность нельзя анализировать как особую от­ дельную сферу, полагает ученый. ' Полякова И.П. Повседневность в социально-философском контексте: теоретико-методологический анализ: авторе­ ферат дисс... д-ра филос. наук по специальности 09.00.11 Социальная философия. М.. 2011. С. 25 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М : Медиум, 1995. С. 37-39. ’ Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. U RL http://musa.narod.ru/valden.htm (дата обращения: 12.09.2014). 4 Kosik К. Die Dialektik des Konkreten. Frankfurt/M. 1967. P. 72.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz