Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 15 существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимается мной как нормальное и самоочевидное, то есть состав­ ляет мою естественную установку.1 Повседневная жизнь представляется субъекту упорядоченной объ­ ективированной реальностью. Причем она заведомо упорядочена со­ циокультурными нормами, сложившимися в обществе, в рамках кото­ рых каждый индивид вынужден строить свою частную жизнь. Большое значение в упорядочивании частных миров и траекторий индивидов имеет язык. Благодаря языку индивиды придают одинаковые значения и смысл социальной реальности. Еще один представитель феноменологической школы, немецкий ученый Б. Вальденфельс, подчеркивает рациональное начало повсед­ невной жизни, утверждая, что понятие повседневности — это условная конструкция, которая возникает в тот момент, когда мы проводим раз­ граничение между сферами общественной жизни. По мнению ученого, обыденная жизнь может стать названием для разнородных явлений и предлагаться как спасительное средство при решении целого ряда проблем, что может привести к пагубным по­ следствиям для исследования повседневности. Ссылаясь на Н. Элиаса, он приводит в качестве аргументов два положения: «во-первых, нель­ зя превращать повседневную жизнь в универсальную категорию, под которую подводятся вьетнамские крестьяне, китайские мандарины, средневековые рыцари, афинские мыслители и обычный человек ин­ дустриального общества, соединяясь тем самым в некое мирное кар­ навальное шествие. Во-вторых, нельзя обыденную жизнь представлять в качестве особой автономной сферы, отделенной от общества с его структурами власти».2 Учитывая эти замечания, Б. Вальденфельс предлагает три методи­ ческих принципа: 1. Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltaglichung), ко­ торым противостоят процессы «преодолевания повседневности» (Entalltaglichung). 2. Повседневность — это дифференцирующее понятие, которое от­ деляет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер ' Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М ..Медиум. 1995. С 41. 2 Вальденфельс Б Повседневность как плавильный тигль рациональности. U R L http://musa.narod.ru/valden.htm (дата обращения: 12.09.2014).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz