Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 13 И. Гофман, критично относясь к идее А. Шюца о социальном констру­ ировании повседневности, предполагал существование физического мира и общества как внешних ограничителей индивидуальных пред­ ставлений. Эти ограничения входят в определение ситуации в качестве объективных неконструируемых компонентов. Организации и институ­ ты обеспечивают взаимодействие людей как обладателей социальных статусов, собственников, распоряжающихся властными ресурсами, и т. п. Любая организация и институт предстают как определенные ви­ ды деятельности людей в определенном месте. Превращение людей в членов организации можно назвать перемещением ситуации взаи­ модействия в определенный «организационный фрейм» — так вос­ производятся социетальные структуры. Аналогичным образом, но на более высоком, рефлексивном уровне «рефрейминга», формируются интеллектуальные миры, порождающие отделенные от повседневной рутины дискурсивные сообщества и формы знания.1 Таким образом, поведение индивидов мыслится как производное от социального по­ рядка, а не как результат их индивидуального выбора. Следует также отметить мнение ученого о том, что акты повсе­ дневной жизни открыты для понимания благодаря наполняющей их смыслом базовой системе фреймов (или нескольким системам) и что проникновение в эту систему не является тривиальной и невыполни­ мой задачей.2 Английское слово «фрейм» обозначает широкий круг понятий, свя­ занных со структурированием реальности, в широком смысле — «фор­ ма». Это процедурное знание — «знание как» или последовательность действий, описывающих либо креативный аспект предмета, либо его функциональный аспект. Как правило, фреймы не осознаются субъек­ том, и попытка их экспликации и уяснения приводит к дезорганизации восприятия.3 Системы фреймов не заданы в качестве алгоритмов восприятия, а всегда находятся в процессе своего формирования. Иными словами, происходит постоянное «фреймирование» реальности. И. Гофман говорит о «ключах» (keys) и «переключениях» (keyings) фреймов — соотнесении воспринимаемого события с его идеальным смысловым образцом. Хотя мы видим одни события, мы имеем основа' Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: пер с англ. / под ред Г.С. Батыгина. Л.А. Козловой ,вступ статья Г.С. Батыгина М . :Институт социологии РАН, 2003. С. 27.. 2 Там же. С. 86 * Там же. С. 42.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz