Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

12 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ А. Шюц показал, как ограниченность и специфичность индивидуаль­ ного опыта преодолеваются идеализациям, свойственным повседнев­ ному взаимодействию, в силу действия которых складывается стандар­ тизованная типологическая структура восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности в повседневной жизни. Повседневные типы (конструкты первого порядка) являются основой формирования объ­ ективных научных понятий (конструктов второго порядка). Так наука связывается с повседневностью, а научные понятия обретают фунда­ мент и историю в повседневном знании и деятельности. В то же время наука утрачивает право на исключительную объективность суждений о социальной жизни и становится всего лишь одним из инструментов, формирующихся в рамках повседневности и удовлетворяющих по­ требностям повседневной практической деятельности. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, схемы типизации, необходимые для большинства обыденных дел повседневной жизни — не только ти­ пизаций других людей, но и типизаций любого рода событий и опыта, как социальных, так и природных, в наше распоряжение предоставля­ ет социальный запас знания. Благодаря этому «мой мир организован в терминах обычного вопроса о погоде, о сенной лихорадке и т.д. «Я знаю, что делать» по отношению ко всем этим другим людям и ко всем этим другим событиям в рамках моей повседневной жизни».1Реальность по­ вседневной жизни всегда оказывается хорошо понятной зоной, но за ее пределами — «темный фон». Авторы пишут: «Хотя социальный запас знания представляет повседневный мир как интегрированный, отдель­ ные части которого различают в соответствии с зонами, являющимися знакомыми и удаленными, в целом этот мир остается непрозрачным».2 В «Анализе фреймов» и книге «Формы разговора» И. Гофман раз­ работал схему для интерпретации повседневной жизни. Он проследил процесс смыслообразования в употреблении языка, когда его элемен­ ты кажутся малозначительными. Несмотря на отсутствие содержатель­ ности разговора, его участники каким-то образом понимают смысл сообщений, так как располагают определенными речевыми процеду­ рами для типовых коммуникативных ситуаций, структурирующих вос­ приятие социального мира. Эти процедуры имеют характер неявного, подразумеваемого знания. ' Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания М Медиум. 1995. С. 75-76. 1 Там же С. 76-77.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz