Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 3. Напряженное отношение к жизни. 4. Особое переживание времени. 5. Специфика личностной определенности действующего инди вида (особая форма социальности). Повседневность предстает А. Шюцу как смысловой универсум, со вокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений — и в этом отличие царства культуры от царства природы — возникла и продолжает формироваться в челове ческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников. Все объекты культуры (инструменты, символы, языковые системы, произведения искусства, социальные институты и т. д.) самим смыслом своим и происхождением указывают на деятель ность человеческих субъектов.1 Действие не изолировано, а связано с другим действием, отделен ным от мира. Повторение «одного и того же» действия предполагает ти пизацию, глубоко укорененную в повседневной жизни, которую еще Э. Гуссерль называл идеализацией «я-могу-это-снова» («l-can-do-it-again»), то есть в «типично сходных обстоятельствах я могу действовать типич но сходным образом для достижения типично сходного результата».2 Благодаря типизациям, которые содержит реальность повсед невной жизни, возможно понимание, общение и взаимодействие в социуме. Схемы типизации взаимны. В этой связи конструктивисты указывали, что другой тоже воспринимает меня в определенной ти пичности — как «мужчину», «американца», «торговца», «своего парня» и т.д. Типизации другого подвергаются вмешательству с моей стороны так же, как мои — вмешательству с его стороны. Так что в течение боль шей части времени мои встречи с другими в повседневной жизни ти пичны в двойном смысле — я воспринимаю другого как тип и взаимо действую в ним с ситуации, которая сама по себе типична. Чем дальше типизации социального взаимодействия удалены от ситуации лицом-к- лицу, тем более они анонимны.3 ' См.: Шюц А. Структура повседневного мышления // Избранное: мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. В.Г Николаев и др.; сост. Н.М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н.М Смирновой М .:РОССПЭН, 2004. 1056 с. 2 Феноменология повседневности: Теория социального конструирования реальности: Текст лекции/ОН. Ноговицын СПб.: ГУАП, 2006. С. 1б. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум, 1995. С. 56-57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz