Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 3. Напряженное отношение к жизни. 4. Особое переживание времени. 5. Специфика личностной определенности действующего инди­ вида (особая форма социальности). Повседневность предстает А. Шюцу как смысловой универсум, со­ вокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений — и в этом отличие царства культуры от царства природы — возникла и продолжает формироваться в челове­ ческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников. Все объекты культуры (инструменты, символы, языковые системы, произведения искусства, социальные институты и т. д.) самим смыслом своим и происхождением указывают на деятель­ ность человеческих субъектов.1 Действие не изолировано, а связано с другим действием, отделен­ ным от мира. Повторение «одного и того же» действия предполагает ти­ пизацию, глубоко укорененную в повседневной жизни, которую еще Э. Гуссерль называл идеализацией «я-могу-это-снова» («l-can-do-it-again»), то есть в «типично сходных обстоятельствах я могу действовать типич­ но сходным образом для достижения типично сходного результата».2 Благодаря типизациям, которые содержит реальность повсед­ невной жизни, возможно понимание, общение и взаимодействие в социуме. Схемы типизации взаимны. В этой связи конструктивисты указывали, что другой тоже воспринимает меня в определенной ти­ пичности — как «мужчину», «американца», «торговца», «своего парня» и т.д. Типизации другого подвергаются вмешательству с моей стороны так же, как мои — вмешательству с его стороны. Так что в течение боль­ шей части времени мои встречи с другими в повседневной жизни ти­ пичны в двойном смысле — я воспринимаю другого как тип и взаимо­ действую в ним с ситуации, которая сама по себе типична. Чем дальше типизации социального взаимодействия удалены от ситуации лицом-к- лицу, тем более они анонимны.3 ' См.: Шюц А. Структура повседневного мышления // Избранное: мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. В.Г Николаев и др.; сост. Н.М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н.М Смирновой М .:РОССПЭН, 2004. 1056 с. 2 Феноменология повседневности: Теория социального конструирования реальности: Текст лекции/ОН. Ноговицын СПб.: ГУАП, 2006. С. 1б. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М .:Медиум, 1995. С. 56-57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz