Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
10 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ с системой ценностей и интересов «мы-группы», к которым можно отнести образ жизни, способ взаимодействия с окружающей средой, практические рекомендации по достижению типичных целей в типич ных ситуациях. Типизирующим инструментом, посредством которого передается социальное значение, является повседневный язык. Диалект повсед невности — это по преимуществу язык имен, вещей и событий. А лю бое имя предполагает типизацию и обобщение в свете системы реле вантностей, преобладающей в лингвистической «мы-группе», которая считает вещь достаточно значительной, чтобы найти для нее особый термин. Донаучный диалект — сокровищница готовых, уже сконструи рованных типовых характеристик, социальных по происхождению и несущих в себе открытый горизонт еще ненайденных содержаний».1 Согласно П. Бергеру и Т. Лукману, социальная структура — это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является су щественным элементом реальности повседневной жизни. Социальную реальность повседневной жизни можно понять в континууме типиза ций, анонимность которых возрастает по мере их удаления во времени и пространстве. На одном полюсе континуума находятся те другие, с которыми я часто и интенсивно взаимодействую в ситуациях лицом-к- лицу. Это, так сказать, «мой круг». На другом полюсе — крайне аноним ные абстракции, которые по самой своей природе никогда не могут стать доступными взаимодействию лицом-к-лицу.2 Для типизации повседневного мира основополагающее значение имеют принципы отбора, на основе совершают определенные дей ствия и принимают те или иные установки, решения и обязательства. Эти принципы отбора А. Шюц называет релевантностью. Человек вы бирает тот или иной способ действия, отличающийся от принятого дру гим человеком в зависимости от того, что считает релевантным (соот ветствующим) его убеждениям и интересам. А. Шюц выявил следующие аспекты повседневности: 1. Трудовая деятельность. 2. Специфическая уверенность в существовании мира. ' Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988 № 2. С, 132. 1 Бергер П.. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания М .: Медиум, 1995. С. 60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz