Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 9 опыта, характеризующейся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Как таковая, по­ вседневность является «высшей реальностью», оказывающейся осно­ вой, на которой формируются все прочие миры опыта.1 Человеческий опыт закрепляется в том или ином образе жизни. Образ жизни — это способ, формы и условия индивидуальной и коллек­ тивной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально- политической и культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.2 Важным понятием для понимания повседневности, являющимся фундаментом, на котором строится повседневная жизнь и связанным с обыденным сознанием, является «здравый смысл». Так как главной функцией повседневности является воспроизводство наиболее раци­ ональных и удобных схем удовлетворения жизненных потребностей, то становится понятным, что только руководствуясь здравым смыслом возможно достичь этого. Однако рациональность повседневности не исчерпывается исключительно здравым смыслом. Еще одной категорией, позволяющей приблизиться к сущности по­ вседневности, является понятие «жизненный мир». «Жизненный мир» с точки зрения феноменологической социологии — это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, являющийся для живущих в нем ми­ ром общих значений и смыслов, воспринимающийся ими как само со­ бой разумеющийся, не подлежащий сомнению и конституирующийся сознанием составляющих его людей.3 Он включает в себя опыт и дея­ тельность человека в повседневной жизни, являющихся, по Э. Гуссерлю, очевидными. Во всех других формах социальных отношений и взаимодействиях мы понимаем другого, конструируя типичный способ деятельности и выделяя типичные, лежащие в его основе мотивы, установки типа лич­ ности. При этом, типизируя поведение «другого», мы типизируем и свое собственное поведение. Приобретая знание об окружающей действительности, индивид учится видеть ее в типичности черт, воспринимаемых в качестве несо­ мненных и очевидных, и строить типичные конструкты в соответствии 1 См.: Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129-137 1 Социологический словарь. URL: nc-dic.com/sociology/Obraz-ZHizni-5485/ (дата обращения 20.09.2014). * Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор — академик РАН Г.В. Осипов М :Изд-во Норма (Норма— Инфра) М., 2000. 488 с URL httpy/politics. ellib org.ua/encyclopedia-term-2439.html (дата обращения 01 10.2014).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz