Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
97 ва, так как государство основано на принуждении, а церковь - на свободе и вере. Церковь он пытается представить как некую абстрактную, внеклас совую общность. На первый взгляд эта идея А.С. Хомякова представляет интерес. В самом деле, можно создать модель некоего вневременного и вне- пространственного общества, где бы уживались все классы и нации, и где нет государственного принуждения. Тогда возникает вопрос: как возможна церковная соборность вне общества, государства и реальных социальных отношений? На этот вопрос славянофил не дает ответа. Модель будущего общества как единой, соборной церкви А.С. Хомя ков строит на "трех китах": святом писании, святом предании и на правед ных делах христианина. Он стремится охватить понятием церковь все рус ское общество. Однако в этом случае фактически надо признать, что в нее будут входить и все социальные пороки общества. Как отметил современ ный исследователь Ю.С. Комаров, модель общества А.С. Хомякова ведет "к деградации человека как личности"; в нем распространяется религиоз ное принуждение, юридически закрепляя экономическое, социальное и ду ховное порабощение народов России1. А.С. Хомяков был убежден, что свободное и гармоничное общество не может опираться на принудительное повиновение законам, так же как не может быть следствием принуждения поиск истины. Идеал А.С. Хомя кова - не мощное национальное государство, а всемирное безгосударст- венное братство, основанное на религии, любви и свободе. Он, как и дру гие славянофилы, не только не поклонялся государственной власти, но и от вергал ее. Славянофилы, таким образом, сторонники самодержавия не по тому, что народ русский любит политическую власть и поклоняется ей, а наоборот, что народ этот не любит политической власти и отказывается от политической мощи. По мнению верующих любомудров, высшее религиозное призвание русского народа требует освобождения от политического властвования и государствования. А.С. Хомяков понимал власть не как право, а как обя занность, и с этим связывал также свой государственный идеал России. Это был идеал органической христианской общественности, идеал, проти воположный всякому механизму и формализму. 1 Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: КГ 1991. С. 82.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz