Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

96 Как и многие другие славянофилы, А.С. Хомяков - антигосударствен­ ник. Он считал, что государство как принцип - зло. Именно как принцип, как идея, а не какая-либо форма правления. Здесь надо помнить, что для А.С. Хомякова, как уже указывалось выше, идеалом является не государ­ ственное совершенствование, а создание христианского общества. Мысли­ тель считал государство злом потому, что в своем функционировании оно не руководствуется христианскими принципами. В доказательство он при­ водит примеры деятельности русских князей от Олега до Ивана IV, кото­ рые губили Русь своими междоусобицами. Все это вписывается в систему взглядов А.С. Хомякова на государство. При этом он считает самодержа­ вие наименьшим из зол, так как освобождает народ от мерзости политики. Важно отметить, что у философа нет мистического обоснования самодер­ жавия. Самодержавие создает сам народ, а не завоеватели народа, оно но­ сит национальный и исторический характер. А.С. Хомяков потому ратует за самодержавие, что, по его мнению, этого хочет народ, но само по себе оно для мыслителя скорее не имеет абсолютного значения. Каждый христианин у славянофила представляется гражданином двух обществ: "совершенного, небесного - Церкви и несовершенного, земного - государства1' 1. Таким образом, человек совмещает обязанности по отноше­ нию к этим двум областям, и при правильной внутренней духовной жизни переносит беспрестанно уроки высшей в низшую, повинуясь обоим. Ис­ полняя долг, вогюженный на человека земным государством, он стремит­ ся совершать свои поступки в соответствии с уроками Церкви, и становит­ ся одновременно и примером, и наставлением для других людей. Эта идея А.С. Хомякова имеет сходство с учением Аврелия Августина о двух гра­ дах, однако неверно полностью отождествлять их. Если у А. Августина "земной град", символизирующий отживающее свое время римское обще­ ство, должен погибнуть в борьбе с "градом небесным", то у А.С. Хомякова нет антагонизма между различными церквями. Более того, церковь у него - это "единая" святая Русь, которая должна быть восстановлена как некая гарантия будущего. Говоря об обществе как о верующих, объединенных в церкви идеей Бога, философ полагает, что "церковь" не совпадает с понятием государст­ 1 Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Благова Т.И. Родоначальники сла­ вянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. М.: Высшая школа, 199S. С. 230.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz