Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

95 Мыслитель полагает, что, человек может достигнуть своей нравствен­ ной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех - каждому. "Силы духовные принадлежат народу и церкви, а не пра­ вительству; правительству же предоставлено только пробуждать или уби­ вать их деятельность каким-то насилием, более или менее суровым"1. От­ сюда у А.С. Хомякова вытекает отношение к государству. Для него народ значительнее и существеннее государства; сама верховная власть покоится на том, что народ признает ее властью. Народ, будучи источником власти, вручает ее царю, который и несет "бремя власти". Себе же народ оставляет "свободу мнения". По учению философа, власть изначально принадлежит народу, но русский народ не хочет властвовать, он по своей природе безвластный. Народ понимает власть не как право, а как обязанность и поручает своему избраннику, царю, нести бремя власти, государствования с тем, чтобы ос­ вободить себя для высшей деятельности. Отношения власти и народа - патриархальные, основанные на взаимной любви, а потому признаются добрыми и священными. Призвание русского народа, таким образом, не государственно-политическое, а семейственно-бытовое. А.С. Хомяков гордится народно-демократическим происхождением царской власти в России, в противовес происхождению власти на Западе из завоевания и порабощения. Он полагает, что аристократический режим воинственных народов чужд славянам, потому что славяне, прежде всего, - земледельческая нация. Философ любил славянские народы, и считал, что им присуще стремление к общественной и демократической организации. Он надеялся, что все славяне, освобожденные с помощью России, образу­ ют нерушимый союз. Народовластие осуществляется не большинством го­ лосов, а органически, таинственно, с согласия Церкви. Именно от Церкви идет освящение власти, и этого достаточно для русского народа. Народ русский не нуждается в формальных гарантиях, так как понимает власть как обязанность, а не как право. Эта точка зрения А.С. Хомякова револю­ ционна относительно исторической русской государственности: славяно­ фильское самодержавие было идеалом, до сих пор никогда ещё не осуще­ ствившимся. Более того, славянофильская идеология всегда была чужда русской власти. 1 Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. Т. 1. С. 469.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz