Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

94 ность вырастает из идеи соборности и церковного единства. Они органич­ но понимали народную жизнь и отношения народа с властью. Указанные отношения в силу своей органичности должны строиться на основе любви, доверия и свободы и не нуждаться в формальных, юридических гарантиях. Органические отношения противопоставляются договорным, и это указы­ вает на утопичность философских построений славянофилов, так как от­ ношения между людьми в обществе зачастую очень далеки от любви. Та­ кие взаимоотношения легко представить только в малых социальных группах: семье, общине. Славянофильский идеал, в которую входили идеальное православие, идеальное самодержавие, идеальная народность воплощала органические отношения между народом и царем, без каких-либо правовых гарантий и договоров. Политические отношения, как и все отношения в славянофиль­ ской концепции, основаны на доверии, любви и свободе. "Около 1855 года, - констатировал B.C. Соловьев, - все мыслящие люди, славянофилы так же как и западники, безусловно сходились между собою в убеждении, что действовавшая перед тем система внутренней по­ литики была пагубна для России, приводя ее к глубокому нравственному, а чрез то и материальному падению"'. Если славянофилы и западники бы­ ли согласны в том, что преобразование России должно начаться с русского общества, с каждого его члена в отдельности, то относительно содержания этого преобразования мнения резко расходились. Философия А.С. Хомякова делает различие между обществом и госу­ дарством. В основе славянофильской философии лежит идея живого обще­ ственного организма, а не мертвого государственного. Даже сама идея ца­ ря у славянофилов - не государственная и даже антигосударственная. За­ кон общественного развития является несовершенным, улучшение его - в признании недостатка в прошедшем, а стремление улучшить будущее есть признание неполноты современного времени. По А.С. Хомякову, об­ щество не может допустить в своем развитии быстрых скачков. Причина этого в том, что государство постоянно определяет свою "среднюю нрав­ ственную высоту", ниже которой стоят многие его члены и выше которых стоят всегда некоторые. 1Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. / Под ред. B.C. Степина, С.С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 450.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz