Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

93 Славянофилы искренне любили славянские народы и, вероятно, по­ этому поставили их путь выше, истиннее других. Здесь имеет место ото­ ждествление общественного идеала с национальной миссией русского на­ рода, его историческим прошлым, как и с таким историческим явлением как церковь, что не может быть правильным. Принципиально важной характеристикой идеала славянофилов стано­ вится сельская община как основа общественного устройства. Славянофи­ лы пришли к выводу, что тяга к общинности - мощный фундамент будуще­ го общества человечества. Община, с ее патриархальным укладом и хри­ стианскими традициями, с одной стороны, помогает противостоять про­ никновению в Россию западного образа жизни и общественного уклада - капитализма; с другой - быть идейным оплотом христианства в борьбе с мате­ риализмом и атеизмом. Кроме того, община противостоит индивидуализму. Почему же общественный идеал России славянофилов не пошел дальше философских изысканий, не нашел практического осуществления? Модель идеального общества славянофилов по своей сущности не могла стать идеалом революционного движения России XIX века, и не потому, что истоки ее были в прошлом, а потому, что она не отвечала в полной мере интересам человека того времени. Славянофильская идеология была про­ диктована стремлением спасти самодержавие путем устранения пропасти между высшими классами и народом, отказа от деспотического вмеша­ тельства в частную жизнь по формуле: "царю - сила власти, народу - сила мнения", возврата на путь развития патриархальной допетровской Руси. Справедливо и то, что общество не может достигнуть своего идеала, а возможно лишь только приближение к нему. 2.3. Общественный идеал России в социально-политических учениях славянофилов У славянофилов было особое отношение к государству и власти. Все славянофилы были сторонниками самодержавной монархии, так как счи­ тали эту форму, противоположную западному абсолютизму, необходимым началом русского своеобразия и русского призвания. Славянофилы утвер­ ждали три основы России - православие, самодержавие, народность, схо­ жие с официальной правительственной идеологией, однако ими были оп­ ределены иные приоритеты. На первое место славянофилы ставили право­ славие, а не самодержавие. Они показали также, что русская государствен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz