Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

92 вители всех классов одинаково стремились к общему благу, хотя и призна­ вали дифференциацию общества по материальному, социальному и поли­ тическому положениям. С этим положением славянофильства не согласны многие исследователи. А.И. Герцен полагал, что "ошибка славян состояла в том, что им кажется, что Россия имела когда-то свойственное ей разви­ тие, затемненное разными событиями и наконец петербургским периодом. Россия никогда не имела этого развития и не могла иметь"1. "Сейчас мож­ но удивляться идеализации Московской России славянофилами, - писал Н.А. Бердяев, - она ведь ни в чем не походила на то, что любили славяно­ филы, в ней не было свободы, любви, просвещенности"2. B.C. Соловьев отмечал, что славянофилы идеализируя древнее общество Руси, преврати­ ли тем самым свой идеал "в идеал фальшивый, в безобразную смесь фан­ тастических совершенств с дурной реальностью"3. Л. Люкс указывает: "Напряженность социальных отношений и многочисленность крестьян­ ских восстаний в допетровской Руси указывают на то, что древнерусское общество ни в коей мере не было воплощением гармонического идеала".4 Однако славянофилы (К.С. Аксаков в меньшей мере) обличали и от­ рицательные черты Древней Руси, "темные отцов деяния", что, впрочем, не снимало утопизм совершенного общественного строя далекого прошлого, каким он не был и не мог быть в действительности. Неверно представлять учение славянофилов как реакционное, призывающее народ России к воз­ врату общинно-родового уклада жизни. Они лишь призывали вернуться к основам православного быта, к истинной солидарности; они не желали возвращения к старине, а призывали встать на ее путь, который полагали истинным. Об этом К.С. Аксаков так пишет: "Славянофилы желают не воз­ вратиться назад, но вновь идти вперед прежним путем, не потому, что он прежний, а потому, что он истинный"5. 1Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М.: Академия наук СССР, 1956. Т. 9. С. 149. 2 Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и на­ чала XX века. Судьба России. М.: ЗАО "Сварог и К", 1997. С. 37. 3 Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Сочинения: В 2 т. / Под ред. B.C. Степина. С.С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 475. 4Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 107. 5 Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и лите­ ратурная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 370.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz