Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
91 отношения, по его мнению, должны быть построены на чувствах любви и братства, что не только полезно, но и необходимо для достижения исти ны. Он, как и его соратники, прославлял власть "земли", защищал сель скую общину, считая братство основополагающим механизмом соборного единения людей. Однако мыслитель был далек от мысли передать все зем ли во владение общин и развивать в России только земледелие, игнорируя промышленность. Он ратовал за то, чтобы поземельная собственность ста ла доступной всем сословиям. А.И. Кошелев опасался революционного восстания в обществе, кото рое утвердит мнимое согласие, все уничтожающее и проповедующее ра венство не перед законом, а вопреки ему, не народную общину, а болез ненное ее подобие, власть не разума, а грубой силы. Мыслитель активно занимался издательской деятельностью, проводя славянофильские взгляды в изданиях, наряду с И.С. Аксаковым. В 1852 году вышел на средства А.И. Кошелева первый том "Московского Сборни ка"; второй том был задержан цензурой. В 1856 году было разрешено из дание славянофильской "Русской Беседы", издателем и первым редактором которой был А.И. Кошелев. В 1858 году он основал новое издание: "Сель ское Благоустройство". Вместе с тем, он принимал горячее участие в тру дах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. В 1871- 1872 годах исследователь издавал журнал "Беседа", в 1880-1882 годах - газету "Земство". Еще один видный представитель славянофильского направления - Федор Васильевич Чижов. Убежденный славянофил, Ф.В. Чижов сформу лировал основные положения программы социально-экономического пре образования общества. Он указывал на необходимость покровительства отечественной промышленности путем протекционистских таможенных пошлин, строительству сети железных дорог, расширению технического образования. Был сторонником славянофильских взглядов на самобыт ность русского пути, отмены крепостного права и видел Россию во главе славянских народов. Таким образом, идеал славянофильства - свобода земской, общинной жизни - распространился на новую область, область свободы частного предпринимательства1. Подводя итог, можно заключить, что отношения между людьми на Руси славянофилы считали необычайно гармоничными, когда предста 1См. об этом: Симонова И. Федор Чижов. М.: Молодая гвардия, 2002.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz