Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

91 отношения, по его мнению, должны быть построены на чувствах любви и братства, что не только полезно, но и необходимо для достижения исти­ ны. Он, как и его соратники, прославлял власть "земли", защищал сель­ скую общину, считая братство основополагающим механизмом соборного единения людей. Однако мыслитель был далек от мысли передать все зем­ ли во владение общин и развивать в России только земледелие, игнорируя промышленность. Он ратовал за то, чтобы поземельная собственность ста­ ла доступной всем сословиям. А.И. Кошелев опасался революционного восстания в обществе, кото­ рое утвердит мнимое согласие, все уничтожающее и проповедующее ра­ венство не перед законом, а вопреки ему, не народную общину, а болез­ ненное ее подобие, власть не разума, а грубой силы. Мыслитель активно занимался издательской деятельностью, проводя славянофильские взгляды в изданиях, наряду с И.С. Аксаковым. В 1852 году вышел на средства А.И. Кошелева первый том "Московского Сборни­ ка"; второй том был задержан цензурой. В 1856 году было разрешено из­ дание славянофильской "Русской Беседы", издателем и первым редактором которой был А.И. Кошелев. В 1858 году он основал новое издание: "Сель­ ское Благоустройство". Вместе с тем, он принимал горячее участие в тру­ дах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. В 1871- 1872 годах исследователь издавал журнал "Беседа", в 1880-1882 годах - газету "Земство". Еще один видный представитель славянофильского направления - Федор Васильевич Чижов. Убежденный славянофил, Ф.В. Чижов сформу­ лировал основные положения программы социально-экономического пре­ образования общества. Он указывал на необходимость покровительства отечественной промышленности путем протекционистских таможенных пошлин, строительству сети железных дорог, расширению технического образования. Был сторонником славянофильских взглядов на самобыт­ ность русского пути, отмены крепостного права и видел Россию во главе славянских народов. Таким образом, идеал славянофильства - свобода земской, общинной жизни - распространился на новую область, область свободы частного предпринимательства1. Подводя итог, можно заключить, что отношения между людьми на Руси славянофилы считали необычайно гармоничными, когда предста­ 1См. об этом: Симонова И. Федор Чижов. М.: Молодая гвардия, 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz