Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
90 Названную концепцию завершают единомышленники славянофилов. Так, Д.А. Валуев, исследуя историю России, нашел в ее прошлом идеалы равенства, коллективизма, живого единства условий жизнедеятельности, обычаев и общественных верований. "В Древней Руси, - писал он, - не бы ло, не могло быть ни личности, ни личной заслуги; ибо всякая заслуга яв лялась только исполнением определенного долга, разлагаемого обществом между всеми его членами, в миру всем и каждому"1. Такие взаимоотноше ния в обществе каждого его члена общества превращали в живой, но стра дательный орган общественной обязанности, распределявшей наперед его деятельность, место и заслугу в обществе. Мы видим, что в данном обще стве не было и не могло быть место индивидуализму. Мыслитель в этой связи отмечал: "В племени мирном или торговом старшие обыкновенно заведовали достоянием всего рода, и одинаково пользовались ими, хотя и не были обязаны разделять общие труды и опасности своей младшей братии. Соразмерность родовым отношениям выслуге всех членов рода являлась как бы общим благоприобретенным капиталом общественной чести, общим достоянием рода, которым каждый член его пользовался в свою меру"2. Позже, по-мнению исследователя, родовые понятия были перенесены в область русского государства. Д.А. Валуев, идеализируя, как и другие славянофилы, прошлое Рос сии, все же не видел в нем готовый общественный идеал для нее, а только лишь зародыш, зачаток высшего общественного порядка. "Понятие такого общества в мире Христианском... - указывал мыслитель, - может быть, носит в себе зародыш высшего общественного порядка, чем какой был до селе доступен человеку. Но российской жизни досталась в удел слишком великая, а, может быть, еще слишком ранняя для человечества задача. И по тому бессильная... оправдать на себе начала высшего порядка, которые лежали на ней, древняя Россия высказалась миру одними бессвязными опытами внутренней общественной силы, которая начинала отживать и сохнуть, прежде, чем успевала дозреть до своих живых охран для буду щего общества"3. Ратовал за просвещение и любовь к народу еще один последователь славянофильской школы - Александр Иванович Кошелев. Общественные 1Валуев Д.А. Исследование о местничестве. М.: Тип. Августа Семена, 1845. С. 110. 2 Там же. С. 125. 3 Там же. С. 110.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz