Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

89 в которых вождь был председателем. Общественная структура славян со­ четает в себе высокоразвитую семью с общинным политическим строем, который опирается на волю народа. Общинное начало столь же постоянно и так же повсюду пронизывает русскую историю, как родовое-западноевропейскую. Оно выражалось в ве­ чевом строе древней Руси; с ним К.С. Аксаков связывает начало государ­ ственности: с актом собравшегося Новгородского веча связано призвание князей. Позднее, с объединением княжеств под Москвой, общинная жизнь городов сливается и находит для себя выражение в земских соборах. Это - земля, призываемая на совет свободно избранным, поставленным ею над собою государством. Государь поступает так, как ему указывает Бог, земля не перечит его делам. В этих отношениях мыслитель видит высшее начало соборности, согласия, любви. К.С. Аксаков указывал на тот факт, что на Руси не было разделения на сословия. Выше этого разделения было единство веры, единство жизни и бы­ та, соединявшее Россию в одно целое. А главное - Русь обладала таким со­ кровищем, как нравственные убеждения, которое сводило на нет все иму­ щественное и социальное различие людей. Данные воззрения развил И.С. Аксаков, призывая (при поддержке Ф.М. Достоевского и его спод­ вижников из журнала "Время") к упразднению всех сословий, к полной свободе слова и народного самоопределения. По мнению Н.О. Лосского, "К. Аксаков идеализировал русскую исто­ рию сверх всякой меры"1. В отличие от него, А.С. Хомяков видел в древней Руси и хорошее, и плохое. Вероятно, эта идеализация связана с той огром­ ной любовью, которую К.С. Аксаков испытывал к России. Конечно, разра­ ботать подобную теорию и свято уверовать в ее истинность мог лишь че­ ловек, искренне убежденный в существовании духовной гармонии на Руси. В своих изысканиях К.С. Аксаков выступил как единомышленник И.В. Киреевского. Если последний разработал в славянофильском духе картину народной жизни, то есть "земли", то К.С. Аксаков дополнил ее изо­ бражением "государства". При этом мыслитель определил между этими двумя компонентами такие взаимоотношения, которые не только не про­ тиворечили взглядам И.В. Киреевского, а гармонично их дополняли. В ре­ зультате славянофилы получили достаточно цельную концепцию прошло­ го общества России. 1Лосский Н.О. История русской философии. М.: ЗАО "Сварог и К", 2000. С. 47.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz