Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

народ, - указывал философ, - который еще до христианства имел общество как начало - начал, которое освятилось потом принятием христианства. Это народ русский, усвоивший себе издревле высокую идею общины. Отто- го-то так глубоко принял он христианство в душу и весь им проникся"1. Согласно мыслителю, простой русский народ не является слепым ра­ бом обычая: "Простой народ есть страж предания и блюститель старины; но в то же время он не есть слепой раб ее".2 Русский народ понял важность общества, поэтому на Руси оно называлось очень многозначительно - мир, а русские крестьяне были проникнуты его духом, началом. Это начало вы­ ражалось в русской общине. «Общество в истинном смысле становится общиной. Община является в человеке как начало, к которому он стремит­ ся. Народ, понявший высокий смысл общины и взявший ее как начало, есть народ славянский и преимущественно русско-славянский народ, обра­ зовавший у себя "мир" еще до христианства»3. Община заключает в себе все стороны общественной жизни и имеет в своей первооснове общительный элемент, встречающийся еще на самых первых ступенях человечества. В общине выражается социальное устрой­ ство общества, в ней проявляются "чувство братства, чувство мира и кро­ тости и многие общественные и личные добродетели"4. «Основа русской общины, - указывал мыслитель в статье "О древнем быте славян...", - вполне истинна; личность признается в ней в своей свободе...»5. В этой статье, по мнению В.В. Розанова, К.С. Аксаков делает свое главное откры­ тие об общинном начале славян6. К.С. Аксаков выступал против родовой теории древнейшего быта в защиту общинной, потому что в роде господ­ ствует родоначальник, а русские племена управлялись собраниями, 1Аксаков К.С. О современном человеке // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика/Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 435. 2 См.: Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусст­ во, 1995. С. 375. 3 Аксаков К.С. О современном человеке // Там же. С. 438. 4 Аксаков К.С. О древнем быте славян вообще и русских в особенности на осно­ вании обычаев, преданий, поверий и песен // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 98. 5. Аксаков К.С. О древнем быте славян вообще и русских в особенности на осно­ вании обычаев, преданий, поверий и песен // Там же. С. 104. 6 Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития / Сост., вступит, статья В.В. Ероф ва; коммент. О. Дарка. М.: Искусство, 1990. С. 292.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz