Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
7 разом, выступил против возврата к допетровским идеалам, за которые ра товали славянофилы, будучи убежден, что ни в коем случае не надо искать ответы в прошлом, а необходимо вырабатывать принципиально новые творческие решения, ориентируясь на современные условия. Более того, мыслитель предложил развернуть широкую национальную программу, смысл которой - во всесторонней европеизации России на основе подчи нения принципам западной цивилизации. «Россия как "окончательная" Ев ропа»1 - так охарактеризовал эту программу современный исследователь Л. Поляков. После вынужденной эмиграции русских ученых из страны в 1922 году те или иные стороны проблемы исследовали также В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.А. Левицкий, И.О. Лосский, Ф.А. Степун, Г.В. Флоровский и другие. В.В. Зеньковский считал наиболее важным, что внесли ранние славянофилы в русскую философскую мысль, являлся "возврат к церков ной установке и ожидание новой культуры на ее основе"2. С.Л. Франк, ис следуя истоки славянофильского идеала, отмечал, что "этот идеал много общег о имеет с идеями немецких романтиков, но в то же время примыкает к неким древним традициям русской истории и русского типа мышления"3. Славянофильское осмысление проблемы общественного идеала Рос сии отразилось в учении о культурно-исторических типах Н.Я. Данилев ского, в его обосновании славянского единства и братства; нашло отраже ние в теории всеединства B.C. Соловьева, "всечеловечности русской куль туры" Ф.М. Достоевского, космизме Н.Ф. Федорова, "евразийстве" Л.Н. Гу милева. Евразийское течение развило славянофильскую тему о самобыт ных основах русской культуры и истории, о чем так пишет С.С. Хоружий: "Славянофильская тема о самобытных основах российской истории и культуры, по сути, центральная тема евразийства"4. Начиная с 30-х годов XX века российскими исследователями было проведено ряд дискуссий о славянофильстве. В этот период проблему общественного идеала славянофилов в контексте разнообразных литерагур- 1Поляков JI. M eetия XX века (Судьбы России sub specie Николая Бердяева) // Па раллели: Россия - Восток Запад: Альманах философской компаративистики / Фило софское общество, ин-т философии РАН СССР. М.: Винити, 1991. Вып. 1. С. 66. 2 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. JI.: Эго, 1991. Т. 1.4. 2 С. 38. 3Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 494. 4 Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 80.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz