Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
87 Пристальное внимание построению национального российского об щества уделял также К.С. Аксаков. Он писал, что "общественная жизнь есть главная основа человека”1. Общество философ сравнивал с испове дью, церковью в своем всеобъемлющем размере. "Общество есть такой акт, в котором каждая личность отказывается от своего эгоистического обособления не из взаимной своей выгоды..., а из того общего начала, ко торое лежит в душе человека, из той любви, из такого братского чувства, которое одно может созидать истинное общество. Общество дает возмож ность человеку не утратить себя..., но найти себя и слышать себя не в себе, а в общем союзе и согласии, в общей жизни и в общей любви"2. Таким об разом, личность не уничтожается в обществе, а лишь отрекается от своего эгоизма, исключительности, погружаясь в общее любовное согласие. Разъ единяющий эгоистический элемент личности умеряется высшим началом живого народного союза - общинным элементом. В общинном союзе люди как бы сливаются в общий "хор". Может ли быть общество идеальным в своем проявлении? На этот во прос К.С. Аксаков отвечает отрицательно. Общество может лишь прибли зиться к идеалу. Это же положение мы позже встречаем в учении русского религиозного мыслителя П.И. Новгородцева об общественном идеале; о том, что прогресс - это вечный путь к идеалу, который практически не осу ществим. "Община, этот высший нравственный образ человечества, - указывал К.С. Аксаков, - является в несовершенном виде на земле. Христианство освятило и просветило общину... И община стала идеалом недосягаемым, к которому предстоит вечно стремиться... Невозможность достигнуть полного осуществления общины на этой земле не должно останавливать. Нельзя быть совершенным христианином, но дело человека - вечно стре миться к этому идеалу"3. По мнению К.С. Аксакова, наиболее приближенное к идеальному об щество было у русского народа после принятия христианства. "Есть такой 1 Аксаков К.С. О современном человеке // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 432 2 См.: Там же. С. 433-434. 3 См.: Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусст во, 1995. С. 364-365.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz