Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

86 ливости и самое надежное обеспечение существенных интересов массы сельского народонаселения. Поэтому-то именно, то есть вследствие своего воззрения на общину, как на факт бытовой, которого вся сила и все оправ­ дание заключается в его непринужденности, никогда славянофилы и не предлагали и не желали закрепощения крестьян в этой форме землевладе­ ния, как никогда не приходило им в голову желать, чтобы закон обязал русских говорить по-русски или исповедовать православную веру".1 Таким образом, для Ю.Ф. Самарина, как и для других представителей славянофильства, идеалом была сама древняя Русь, а наилучшей формой организации жизни русского народа - община. В целом взгляды Ю.Ф. Са­ марина на общину можно обобщить так: общинное владение землей освя­ щено народным обычаем, с ним связаны народные обычаи и нравы. Она является основой устойчивости общества потому, что крестьяне являются подлинными представителями русской народности, так как в общине су­ ществует нравственный надзор друг за другом и круговая порука. С осени 1853 года Ю.Ф. Самарин начал писать записку "О крепостном состоянии и переходе от него к гражданской свободе",2 которую окончил в 1856 году. В ней он наряду с политическими и экономическими мерами предлагал пресечь дальнейшее развитие крепостного права, обеспечить гласность обсуждения насущных вопросов времени. Эта записка была ис­ пользована при составлении государственного плана проведения посте­ пенного освобождения крестьян. Ю.Ф. Самарин также представил дополнительную записку о сельской общине. Считая общинную форму наиболее приемлемой для России, он, тем не менее, показал, что в нее нельзя вводить частную собственность. Философ писал: "...удерживая общину теперь, как факт существующий, мы не связываем нисколько будущего. Но если мы легкомысленно потря­ сем ее и самовольно введем в нее разъедающую стихию личного владения, то мы навсегда убьем сельскую общину; ибо, раз распавшись на единицы, она уже никогда не сомкнется опять в одно целое"3. 1 Самарин Ю.Ф. Крестьянское самоуправление, чиновничество и искомое третье // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 109. 2 Ю.Ф. Самарин составлял проект закона об уничтожении крепостного права в одной из самых прогрессивных и экономически выгодных для крестьян форме. 3 Цит. по: Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль,, 1983.С. 94.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz