Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
86 ливости и самое надежное обеспечение существенных интересов массы сельского народонаселения. Поэтому-то именно, то есть вследствие своего воззрения на общину, как на факт бытовой, которого вся сила и все оправ дание заключается в его непринужденности, никогда славянофилы и не предлагали и не желали закрепощения крестьян в этой форме землевладе ния, как никогда не приходило им в голову желать, чтобы закон обязал русских говорить по-русски или исповедовать православную веру".1 Таким образом, для Ю.Ф. Самарина, как и для других представителей славянофильства, идеалом была сама древняя Русь, а наилучшей формой организации жизни русского народа - община. В целом взгляды Ю.Ф. Са марина на общину можно обобщить так: общинное владение землей освя щено народным обычаем, с ним связаны народные обычаи и нравы. Она является основой устойчивости общества потому, что крестьяне являются подлинными представителями русской народности, так как в общине су ществует нравственный надзор друг за другом и круговая порука. С осени 1853 года Ю.Ф. Самарин начал писать записку "О крепостном состоянии и переходе от него к гражданской свободе",2 которую окончил в 1856 году. В ней он наряду с политическими и экономическими мерами предлагал пресечь дальнейшее развитие крепостного права, обеспечить гласность обсуждения насущных вопросов времени. Эта записка была ис пользована при составлении государственного плана проведения посте пенного освобождения крестьян. Ю.Ф. Самарин также представил дополнительную записку о сельской общине. Считая общинную форму наиболее приемлемой для России, он, тем не менее, показал, что в нее нельзя вводить частную собственность. Философ писал: "...удерживая общину теперь, как факт существующий, мы не связываем нисколько будущего. Но если мы легкомысленно потря сем ее и самовольно введем в нее разъедающую стихию личного владения, то мы навсегда убьем сельскую общину; ибо, раз распавшись на единицы, она уже никогда не сомкнется опять в одно целое"3. 1 Самарин Ю.Ф. Крестьянское самоуправление, чиновничество и искомое третье // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 109. 2 Ю.Ф. Самарин составлял проект закона об уничтожении крепостного права в одной из самых прогрессивных и экономически выгодных для крестьян форме. 3 Цит. по: Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль,, 1983.С. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz