Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
85 бы светской стороной церкви. Церковная община призвана просвещать на родное общинное начало. Ю.Ф. Самарин, как и его сподвижники, ставит отдельную личность ниже общины. Однако, у него идея "цельной лично сти" или "духовной цельности", звучит сильнее, чем у А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, поскольку связана с моральным началом - необходимо го спутника православия. Кроме указанных характеристик русской общины, Ю.Ф. Самарин на зывал общину средством, которое надо использовать, чтобы предотвратить превращение крестьян в пролетариат. Эту мысль славянофила разделял А.И. Кошелев, который считал общину средством спасения от социальных потрясений. Ю.Ф. Самарин, однако, не считал общину безукоризненной формой и полагал, что она может изменяться путем свободного развития, так как не может быть вечной, застывшей данностью. Он чувствовал опасность превращения крестьянской общины в безответственный коллективизм, а не в гармоничную соборность, но все же надеялся, что община преобра зится в благодатную соборность и станет светской стороной церкви. В це лом Ю.Ф. Самарин глубже других славянофилов решил вопрос о подавле нии личности общиной, утверждая, что высшая степень свободы личности заключается в ее добровольном смирении. Общинный быт предполагает высший акт личной свободы - самоотречение. Мыслитель изложил свои взгляды на общину во второй половине 50-х годов XIX столетия в трех статьях: "О поземельном общинном владении" в от вет на спор "Современника" с "Экономическим указателем"; "Общинное владение и собственность, сочинение А.Н. Бутаровского" и "Поземельная собственность и общинное владение, сочинение С.С. Иванова" с критикой "Русского вестника". В них он описал экономическую структуру общины, ее административные функции, формы владения землей. Исследователь также указал и на отрицательные стороны общины, не считая ее в целом безукоризненной. В 60-е годы XIX века в статье "Крестьянское самоуправление, чинов ничество и искомое третье" Ю.Ф. Самарин обобщил взгляды славянофи лов на русскую общину. "Что ж касается до мнения славянофилов, - писал он, - то они действительно считают общинное землевладение явлением бытовым, а не искусственным, нормальным, а не случайным и преходя щим; они видят в нем выражение коренного народного понятия о справед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz