Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
84 Не общинное начало, а родовое устройство, являющееся его низшею ступенью, клонилось к упадку. Родовое устройство прошло, а общинное начало, освященное духовным общением, уцелело в городах и селах и вы ражалось в вечах, а позднее - в земских думах. "Семейство и род пред ставляют собой вид общежития, основанный на единстве кровном, - ука зывает мыслитель, - город с его областью - другой вид, основанный на единстве областном, и позднее епархиальном; наконец, единая, обни мающая всю Россию государственная община, - последний вид, выраже ние земского и церковного единства. Все эти формы различны между со бой, но они суть только формы, моменты постепенного расширения одного общинного начала, одной потребности жить вместе в согласии и любви, потребности, сознанной каждым членом общины как верховный закон, обязательный для всех и носящий свое оправдание в самом себе, а не в лич ном произволении каждого".' Таков общинный быт в существе его. Он ос нован не на личности и не может быть на ней основан, но он предполагает высший акт личной свободы и сознания - самоотречение. Общинный быт, по Ю.Ф. Самарину, в каждом моменте своего разви тия выражается в двух явлениях, идущих параллельно и необходимых од но для другого: родовое вече и родоначальник; вече городовое и князь; ве че земское (или дума) и царь. Первое служит выражением общего начала, второе - личности. Община выражала свое единство и в том, что призывала и ставила над собою князя. В князе русский народ видел и богатыря, и правителя, и ду ховного наставника. Призвав его и поставив над собою, община выразила в живом образе свое живое единство. Каждый отрекся от своего индивиду ального полновластия и вместе с тем спас свою личность в лице данного представителя. Единство русского народа выражалось также в вече. Вече нужно было для того, "чтобы примирить противоположности; цель его - вынести и спасти единство"2. Таким образом, общинный быт славян основан на свободном и созна тельном отречении личности от своего полновластия. Славянская община, основанная на христианстве, приняла в себя духовное начало и стала как 1Самарин Ю.Ф. О мнениях "Современника", исторических и литературных // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997.С. 29. 2 Там же. С. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz