Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

83 спасения. Критиковал некоторое отвлеченное настроение и чуждость общест­ венным вопросам И.В. Киреевского А.И. Кошелев, который, вникая в хри­ стианское учение, полагал, что братство есть его главная основа. Продолжателем философских воззрений И.В. Киреевского, по мнению ряда русских философов, являлся Ю.Ф. Самарин. В этой связи М.О. Гершен- зон указывал: «Все "открытие" Самарина представляет собою не что иное, как дальнейшую разработку наблюдения, сделанного Киреевским»'. При этом у Ю.Ф. Самарина учение о целостности духа освобождается от уто­ пизма И.В. Киреевского. Мыслитель перенес все дело из области умозре­ ния на реальную почву политической и общественной деятельности. Ю.Ф. Самарин полагал, что в основе общества лежит общинное нача­ ло, источник единства и цельности его граждан. Он был противником ин­ дивидуализма. Над индивидуальностью возвышается высшая инстанция - община, которая основана на высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении. В акте свободного самоотречения личности от своего пол­ новластия индивидуализм преодолевается изнутри, а не извне. Это значит, что на путях общения с другими и подчинения себя высшему целому мо­ жет раскрыться личность. Помогает освободиться человеку от присущего ему стремления к обособлению религия. Без нее невозможно сохранить цельность души. Ю.Ф. Самарин говорил об общине как определяющем начале русской истории, о земле, которая создает государство, о князе - защитнике всех членов общины как гаранте социальной справедливости. Он утверждает, что только благодаря общине призывали князей, благодаря общине была принята христианская вера, которая была делом всей земли. Даже позже, "когда упразднилось государство", это общинное начало спасло единство и цельность России и снова, как в 862 году, так и в 1612 году, создало из себя государство, "...общинное начало, - показал Ю.Ф. Самарин, - со­ ставляет основу, грунт всей русской истории, прошедшей, настоящей и бу­ дущей. Семена и корни всего великого, возносящегося на поверхности, глубоко зарыты в его плодотворной глубине и никакое дело, никакая тео­ рия, отвергающая эту основу, не достигнет своей цели, не будет жить"2. 1Гершензон М. Избранное: В 3 т. М. - Иерусалим: Университетская книга; Gesha- rim, 2000. Т. 1.С. 447. 2 Самарин Ю.Ф. О мнениях "Современника”, исторических и литературных // Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичеиа. М.: ТЕРРА, 1997. С. 28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz