Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
82 Причину негативных изменений в обществе И.В. Киреевский видит глубже, нежели А.С. Хомяков. Он считает, что почва для разрушения рус ского и внедрения иностранного в общество было подготовлена Стогла вым Собором. «Один факт в нашей истории, - пишет он в статье "В ответ А.С. Хомякову", - объясняет нам причину такого несчастного переворота; этот факт есть Стоглавый Собор.1 Как скоро ересь явилась в церкви, так раздор духа должен отразиться и в жизни. Явились партии, более или ме нее уклоняющиеся от истины. Партия нововводительная одолела партию старины именно потому, что старина разорвана была разномыслием. Отту да при разрушении связи духовной, внутренней явилась необходимость связи вещественной, формальной, оттуда местничество, опричнина, рабст во.... Оттого Петр как начальник партии в государстве образует общество в обществе, и все, что за тем следует»2. Только в том обществе, где все классы одинаково проникнуты одним духом, где повсеместно уважаемы монастыри, люди движутся к высшему совершенству. «Одного только желаю я, - писал И.В. Киреевский в работе "О характере просвещения...", - чтобы... та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящего и будущего нашей православной России»3. Эта цельность общества, сочетающего личную свободу и индивидуальные особенности граждан, возможна только при ус ловии свободного подчинения отдельных личностей абсолютным ценно стям и при их свободном творчестве, основанном на любви к цельности, к церкви и к своему государству. Как и А.С. Хомяков, И.В. Киреевский полагал общество живым орга низмом с единой верой, миром и согласием в основе. Он расширил структуру общества: в его основе - семья, затем - мир, община, сходка, вече и замы кается она на церкви. Церковь и государство не должны вмешиваться в де ла друг друга. Мыслитель дополнил учение о соборности А.С. Хомякова. В соборности, которая выступает средством солидарности всего человече ства, заложено свободное единение людей в любви ради коллективного 1 Имеется в виду церковно-земский собор 1551 года, ограничивший церковные владения и привилегии духовенства. 2 Киреевский И.В. В Ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор вступит статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 72. 3 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 238.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz