Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

82 Причину негативных изменений в обществе И.В. Киреевский видит глубже, нежели А.С. Хомяков. Он считает, что почва для разрушения рус­ ского и внедрения иностранного в общество было подготовлена Стогла­ вым Собором. «Один факт в нашей истории, - пишет он в статье "В ответ А.С. Хомякову", - объясняет нам причину такого несчастного переворота; этот факт есть Стоглавый Собор.1 Как скоро ересь явилась в церкви, так раздор духа должен отразиться и в жизни. Явились партии, более или ме­ нее уклоняющиеся от истины. Партия нововводительная одолела партию старины именно потому, что старина разорвана была разномыслием. Отту­ да при разрушении связи духовной, внутренней явилась необходимость связи вещественной, формальной, оттуда местничество, опричнина, рабст­ во.... Оттого Петр как начальник партии в государстве образует общество в обществе, и все, что за тем следует»2. Только в том обществе, где все классы одинаково проникнуты одним духом, где повсеместно уважаемы монастыри, люди движутся к высшему совершенству. «Одного только желаю я, - писал И.В. Киреевский в работе "О характере просвещения...", - чтобы... та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящего и будущего нашей православной России»3. Эта цельность общества, сочетающего личную свободу и индивидуальные особенности граждан, возможна только при ус­ ловии свободного подчинения отдельных личностей абсолютным ценно­ стям и при их свободном творчестве, основанном на любви к цельности, к церкви и к своему государству. Как и А.С. Хомяков, И.В. Киреевский полагал общество живым орга­ низмом с единой верой, миром и согласием в основе. Он расширил структуру общества: в его основе - семья, затем - мир, община, сходка, вече и замы­ кается она на церкви. Церковь и государство не должны вмешиваться в де­ ла друг друга. Мыслитель дополнил учение о соборности А.С. Хомякова. В соборности, которая выступает средством солидарности всего человече­ ства, заложено свободное единение людей в любви ради коллективного 1 Имеется в виду церковно-земский собор 1551 года, ограничивший церковные владения и привилегии духовенства. 2 Киреевский И.В. В Ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор вступит статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 72. 3 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про­ свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком­ мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 238.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz