Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
81 Руси, на котором утверждается вся кровля общественного здания, опира ются все связи его верховного устройства".1 Вследствие таких естествен ных общественных отношений законы, их выражающие, не могли иметь искусственной формальности: "Закон в России не сочинялся, но обыкно венно только записывался на бумагу, уже после того, как он сам собою об разовался в понятиях народа...",2 -указывает И.В. Киреевский. И.В. Киреевский различает две основы или, как он сам назвал, "пру жины" общественных устройств: мнение и убеждение. Мнение от убежде ния отличается тем, что оно менее твердое, чем убеждение; оно - вывод из логического соображения, тогда как убеждение - итог всей жизни. Убеж дение - невысказанное сознание всей совокупности общественных отно шений, а мнение - преувеличенное сочувствие какой-либо одной стороне общественных интересов. "Оттого, пишет философ, - в обществе искусст венном, основанном на формальном сочетании интересов, каждое улучше ние совершается вследствие какого-нибудь преднамеренного плана; новое отношение вводится потому, что нынешнее мнение берет верх над вче рашним порядком вещей; каждое постановление насильственно изменяет прежнее; развитие совершается... по закону переворотов - сверху вниз или снизу вверх".3 Если общественность основана на искусственном условии, там, со гласно мыслителю, законы основаны на логике, разуме. Они не истинны. Там же, где общественность основана на коренном единомыслии, торжест вует твердость нравов, святость предания и крепость отношений, которые не могут нарушаться, не разрушая самых существенных условий общест венной жизни.4 В этой модели общественность основана на убеждениях, и потому всякое мнение для нее "смертоносно". В таком обществе каждый общественный перелом есть болезнь, "ибо его развитие может совершаться только гармонически и неприметно, по закону естественного возрастания в одномысленном пребывании"5. ' Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 226. г Там же. С. 227. 3 Там же. С. 228. 4 Там же. С. 227. 5 Там же. С. 228.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz