Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

81 Руси, на котором утверждается вся кровля общественного здания, опира­ ются все связи его верховного устройства".1 Вследствие таких естествен­ ных общественных отношений законы, их выражающие, не могли иметь искусственной формальности: "Закон в России не сочинялся, но обыкно­ венно только записывался на бумагу, уже после того, как он сам собою об­ разовался в понятиях народа...",2 -указывает И.В. Киреевский. И.В. Киреевский различает две основы или, как он сам назвал, "пру­ жины" общественных устройств: мнение и убеждение. Мнение от убежде­ ния отличается тем, что оно менее твердое, чем убеждение; оно - вывод из логического соображения, тогда как убеждение - итог всей жизни. Убеж­ дение - невысказанное сознание всей совокупности общественных отно­ шений, а мнение - преувеличенное сочувствие какой-либо одной стороне общественных интересов. "Оттого, пишет философ, - в обществе искусст­ венном, основанном на формальном сочетании интересов, каждое улучше­ ние совершается вследствие какого-нибудь преднамеренного плана; новое отношение вводится потому, что нынешнее мнение берет верх над вче­ рашним порядком вещей; каждое постановление насильственно изменяет прежнее; развитие совершается... по закону переворотов - сверху вниз или снизу вверх".3 Если общественность основана на искусственном условии, там, со­ гласно мыслителю, законы основаны на логике, разуме. Они не истинны. Там же, где общественность основана на коренном единомыслии, торжест­ вует твердость нравов, святость предания и крепость отношений, которые не могут нарушаться, не разрушая самых существенных условий общест­ венной жизни.4 В этой модели общественность основана на убеждениях, и потому всякое мнение для нее "смертоносно". В таком обществе каждый общественный перелом есть болезнь, "ибо его развитие может совершаться только гармонически и неприметно, по закону естественного возрастания в одномысленном пребывании"5. ' Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про­ свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком­ мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 226. г Там же. С. 227. 3 Там же. С. 228. 4 Там же. С. 227. 5 Там же. С. 228.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz