Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

80 ною непрерывною сетью, неисчислимым множеством уединенных мона­ стырей, связанных между собой сочувственными нитями духовного общения"1. Из этих монастырей разливался "свет сознания и науки" во все от­ дельные племена и княжества, распространялись одинаковые понятия "об отношениях общественных и частных". Понятия эти были не только ду­ ховные, но и общежительные, юридические; они переходили в общее убе­ ждение, убеждение - в обычай, который заменял закон. Так устанавливал­ ся на землях, подвластных нашей церкви, один порядок жизни, одна мысль, одно стремление. Философ считал, что это повсеместное единство, однообразие обычая было одной из причин его крепости, и потому остатки этого обычая сохранились до настоящего времени - в низших классах на­ рода. Вследствие этих однообразных и повсеместных обычаев "всякое из­ менение в общественном устройстве, не согласное с строем целого, было невозможно. Семейные отношения каждого были определены прежде его рождения; в таком же предопределенном порядке подчинялась семья миру, мир более обширный - сходке, сходка - вечу и т. д., покуда все частные круги смыкались в одном центре, в одной православной церкви"2. И.В. Киреевский видел гармоничное устройство общества в древне­ русской общине, в которой интересы всех членов связывались в едином порыве к общему благу, что определяло общественное устройство в целом. В этой гармонии миры или согласия сливаются в другие большие согласия, которые, в свою очередь, составляют согласия областные и, наконец, пле­ менные, из которых слагается одно общее согласие всей русской земли. "Воображая себе русское общество древних времен, - писал мыслитель, - ... видишь бесчисленное множество маленьких общин, по всему лицу зем­ ли русской расселенных, и имеющих каждая на известных правах своего распорядителя, и составляющих каждая свое особое согласие, или свой маленький мир: эти маленькие миры, или согласия, сливаются в другие, большие согласия, которые, в свою очередь, составляют согласия област­ ные и, наконец, племенные, из которых уже слаг ается одно общее огром­ ное согласие всей русской земли, имеющее над собою великого князя всея 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про­ свещению России !! Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., встун. статья и ком­ мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 222. 2 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор всгуп. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 69.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz