Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
80 ною непрерывною сетью, неисчислимым множеством уединенных мона стырей, связанных между собой сочувственными нитями духовного общения"1. Из этих монастырей разливался "свет сознания и науки" во все от дельные племена и княжества, распространялись одинаковые понятия "об отношениях общественных и частных". Понятия эти были не только ду ховные, но и общежительные, юридические; они переходили в общее убе ждение, убеждение - в обычай, который заменял закон. Так устанавливал ся на землях, подвластных нашей церкви, один порядок жизни, одна мысль, одно стремление. Философ считал, что это повсеместное единство, однообразие обычая было одной из причин его крепости, и потому остатки этого обычая сохранились до настоящего времени - в низших классах на рода. Вследствие этих однообразных и повсеместных обычаев "всякое из менение в общественном устройстве, не согласное с строем целого, было невозможно. Семейные отношения каждого были определены прежде его рождения; в таком же предопределенном порядке подчинялась семья миру, мир более обширный - сходке, сходка - вечу и т. д., покуда все частные круги смыкались в одном центре, в одной православной церкви"2. И.В. Киреевский видел гармоничное устройство общества в древне русской общине, в которой интересы всех членов связывались в едином порыве к общему благу, что определяло общественное устройство в целом. В этой гармонии миры или согласия сливаются в другие большие согласия, которые, в свою очередь, составляют согласия областные и, наконец, пле менные, из которых слагается одно общее согласие всей русской земли. "Воображая себе русское общество древних времен, - писал мыслитель, - ... видишь бесчисленное множество маленьких общин, по всему лицу зем ли русской расселенных, и имеющих каждая на известных правах своего распорядителя, и составляющих каждая свое особое согласие, или свой маленький мир: эти маленькие миры, или согласия, сливаются в другие, большие согласия, которые, в свою очередь, составляют согласия област ные и, наконец, племенные, из которых уже слаг ается одно общее огром ное согласие всей русской земли, имеющее над собою великого князя всея 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России !! Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., встун. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 222. 2 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор всгуп. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 69.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz