Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
79 в отличие от А.С. Хомякова с его понятием Церкви. Путь к обретению ут раченной цельности ему видится в собирании сил души. Для этого нужен труд, нужна духовная работа над собой во имя тех задач, которые откры ваются лишь внутреннему человеку. Понятие духовной цельности И.В. Ки реевского является главным условием приобретения знания о некой абсо лютной истине. Значение этому знанию и смысл всей жизни придает хри стианская вера. По И.В. Киреевскому, Россия интересна как уголок жизни универ сальной христианской идеи, которая осуществляется по законам общины. В этой связи представляет интерес фрагмент мыслителя ''Остров". В нем И.В. Киреевский, имея в виду Россию, изображает Грецию, где учрежден особый жизненный уклад, который имели некогда древняя русская культу ра и христианская Греция. Жизнь на этом острове - идеал для всего чело вечества. А наиболее близкий современный вариант этой идеальной жизни - русская община. Славянофильское искание правды в работах И.В. Киреевского харак теризуется определенными чертами социального утопизма, выраженного в поисках духовной гармонии и цельности духа и соответствующих им форм общественного устройства. Общественный идеал И.В. Киреевский видел в древней Руси. Рассматривая общественное устройство прежней России, исследователь отмечал, что у нас были мало известны как частная самобытность, основа западного развития, так и самовластие общества. "Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собственность, источ ник личных прав на западе, была у нас принадлежностью общества. Лицо участвовало во столько в праве владения, во сколько входило в состав об щества. Но это общество не было самовластное и не могло само себя уст раивать, само изобретать для себя законы, потому что не было отделено от других ему подобных обществ, управляющихся однообразным обычаем"1. В основании древнерусского общества И.В. Киреевский видел не лич ность, а мир и согласие. Обширная русская земля всегда сознавала себя как одно живое тело и это во многом благодаря единству убеждений и единст ву верования. Пространство древней Руси "было все покрыто как бы од 1 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 69.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz