Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

79 в отличие от А.С. Хомякова с его понятием Церкви. Путь к обретению ут­ раченной цельности ему видится в собирании сил души. Для этого нужен труд, нужна духовная работа над собой во имя тех задач, которые откры­ ваются лишь внутреннему человеку. Понятие духовной цельности И.В. Ки­ реевского является главным условием приобретения знания о некой абсо­ лютной истине. Значение этому знанию и смысл всей жизни придает хри­ стианская вера. По И.В. Киреевскому, Россия интересна как уголок жизни универ­ сальной христианской идеи, которая осуществляется по законам общины. В этой связи представляет интерес фрагмент мыслителя ''Остров". В нем И.В. Киреевский, имея в виду Россию, изображает Грецию, где учрежден особый жизненный уклад, который имели некогда древняя русская культу­ ра и христианская Греция. Жизнь на этом острове - идеал для всего чело­ вечества. А наиболее близкий современный вариант этой идеальной жизни - русская община. Славянофильское искание правды в работах И.В. Киреевского харак­ теризуется определенными чертами социального утопизма, выраженного в поисках духовной гармонии и цельности духа и соответствующих им форм общественного устройства. Общественный идеал И.В. Киреевский видел в древней Руси. Рассматривая общественное устройство прежней России, исследователь отмечал, что у нас были мало известны как частная самобытность, основа западного развития, так и самовластие общества. "Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собственность, источ­ ник личных прав на западе, была у нас принадлежностью общества. Лицо участвовало во столько в праве владения, во сколько входило в состав об­ щества. Но это общество не было самовластное и не могло само себя уст­ раивать, само изобретать для себя законы, потому что не было отделено от других ему подобных обществ, управляющихся однообразным обычаем"1. В основании древнерусского общества И.В. Киреевский видел не лич­ ность, а мир и согласие. Обширная русская земля всегда сознавала себя как одно живое тело и это во многом благодаря единству убеждений и единст­ ву верования. Пространство древней Руси "было все покрыто как бы од­ 1 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 69.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz