Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
78 правдой и порядком". Между людьми в обществе, по А.С. Хомякову, должна быть органическая связь. "Разрушьте ее, - утверждал он, говоря об этой связи, - и живое целое обратится в прах, и все их стремление к дейст вию на других людей остается без плода.... Такова судьба всякого общест ва или тех отделений общества, которые разорвали связь с прошед шим...".1 А.С. Хомяков формирует образ жизни и деятельности для русского человека: она состоит в великом подвиге, в великом труде самовоспитания, в прямой обязанности настолько уяснить свою мысль и свое чувство, на столько сблизить свой быт с русским бытом, чтобы он мог понять и сочув ствовать русской жизни, чтобы русская жизнь могла ему сочувствовать и верить; чтобы в людях мог исчезнуть разрыв между жизнью и знаниями, которые составляют их общую болезнь. "Каждый лечи в себе эту болезнь, - указывал А.С. Хомяков, - живи и мысли - вот деятельность, которая не может быть бесполезною".2 В целом славянофильской идеологии исследователя присущи все чер ты национально-русского народничества, согласно которому дворянство и об разованное русское общество должно вернуться к народу. А это возможно лишь на почве общей с народом веры. Идея соборности, выраженная уста ми А.С. Хомякова и поддерживаемая остальными славянофилами, выра жает русскую общинность и коммунитарность. Несмотря на всю привлека тельность идеи о том, что отношения в обществе должны быть построены на любви, надо признать ее некоторую утопичность. Да и общественный прогресс возможен, как показывает ход мировой истории, зачастую только благодаря эгоистическим устремлениям индивидов и соперничеству. Таким образом, идеал А.С. Хомякова - патриархальная монархия с сельской общиной и земской думой. Это идеал мужицкого христианского царства, стремящегося достичь высоты церкви. Идеал, таким образом, не государственный, не семейно-бытовой, а религиозный. И.В. Киреевский, как и другие славянофилы, пытался построить свою концепцию справедливого общества. Идеи И.В. Киреевского об обществе тесно связаны с его учением о личности и антропологией. Центральным понятием у него является понятие духовной жизни, духовной цельности, 1См.: Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка// Там же. С. 191-192. 2Там же. С. 193.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz