Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

76 ные соображения легли в основу проекта освобождения крестьян, который был им составлен накануне реформы. В нем крестьянам предоставлялась личная свобода и двухдесятинный надел на душу за выкуп. При решении крестьянского вопроса А.С. Хомяков учитывает необходимость сохране­ ния общины, которая представляется ему основой будущего общественно­ го устройства России не только в селе, но и в городе. Активную позицию в период подготовки крестьянской реформы заняли также Ю.Ф. Самарин и его единомышленники В.Д. Черкасский, А.И. Кошелев, который ратовал о необходимости безусловного уничтожения крепостного права. Так как Россия у А.С. Хомякова выступает лидером православно - славянского мира, высокое предназначение нашей страны накладывает на нее великую ответственность. Осуществление судьбы всего человечества требует от народа преодоления индивидуалистических тенденций в обще­ ственной жизни, обращения к опыту сохранившейся в стране общины, православного по духу просвещения, управления с помощью всесословно­ го земского собора, отмены крепостного права и т. д. Славянофил также выражает мысль о слиянии славянских племен. Развитие этой мысли мы встречаем у ф.В. Чижова, В.И. Ламанского, В.Д. Черкасского и других славянофилов. Они сходятся в том, что Россия должна стать во главе славянских народов. Например, у Ф.В. Чижова видим описание призвания своей страны: "...свет Христов осиял кроткое и люб­ веобильное от природы сердце русского народа для того, чтобы на земле установить истинно человечные, братские, соборные отношения между людьми и между народами; осуществить именем Христа благодатное Цар­ ство Божие в условиях земного существования, на что надо иметь не толь­ ко веру, но и согласные с христианским исповеданием жизнь и делание"1. По учению А.С. Хомякова, общество - это, прежде всего, земщина, и ее голос выражает голос земли, народа. С голосом земщины должна со­ ветоваться власть, и эти отношения не юридические, не формальные, а пат­ риархальные и органические. Отсюда идея земской думы, земского собора как совещательного органа, за которую ратовали и другие представители славянофильской школы, включая младших. 1 Цит. по: Либерман А.А. Памяти Федора Васильевича Чижова. М.: Тип. И.Д. Сы тина, 1908. С. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz