Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
75 филов с избытком вознаграждаются уже одним убеждением их, что об щинное устройство наших сел должно остаться неприкосновенным при всех переменах в экономических отношениях"1. Мыслитель признавал, что общинным началом проникнута вся жизнь русского народа. "Здесь просматривается мысль А.С. Хомякова о том, что каждый спасается всеми, в противовес мысли Достоевского о виновности каждого из всех"2 - проводит аналогию Иванов - Разумник. Община рас сматривается с этической стороны. Кроме того, община дает некоторую гарантию от нищеты. Если в общине и есть нищета, то только в двух слу чаях: нищета от разврата и нищета от сиротства или несчастья. Развитием земледельческой общины будет община промышленная: "Когда простее устроится наш общий быт, все начала разовьются, и торго вая или, лучше сказать, промышленная община образуется сама собой"3. Здесь же исследователь отмечает, что право приобретать собственность, данное крестьянину, не нарушает общины. Главное, что посредством об щины никогда не будет эгоистической разъединенности между людьми. А.С. Хомяков идеализирует только славянскую общину. В европейских формах сельского быта, - английской и французской, - он усматривает ли бо антагонизм капитала и труда, ведущий к революции, либо полную на родную разъединенность. Опираясь на свои философские и социологические построения, А.С. Хомяков подходит к решению крестьянского вопроса, который стоял в центре внимания общественной мысли середины XIX века. Начало кре постнических отношений он выводит из "полюбовной" сделки между кре стьянами и помещиками. Юридическое же оформление крепостного права является результатом случайного стечения обстоятельств и невежества. Сложившемуся порядку вещей философ придает смягченную форму, ма нипулируя понятиями "собственность" и "владение". Он отрицает абсо лютное право собственности на землю и полагает, что это право является одинаковым для всех землевладельцев: и помещиков, и крестьян. Подоб 1Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т / Под ред. В.Я. Кирпоти- на. М.: Гослитиздат, 1948. Т. 4. С. 760. 2 Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: В 3 т. / Подгот. тек ста, послесл. и примеч. И.Е. Задорожнюка, Э.Г. Лаврика. М.: Республика; ТЕРРЛ, 1997 Т. 1. С. 386. 3 Хомяков А.С. О сельской общине. Ответное письмо приятелю // Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С. Хомяков). М.: Общество "Знание" РСФСР, 1990. С. 68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz