Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

75 филов с избытком вознаграждаются уже одним убеждением их, что об­ щинное устройство наших сел должно остаться неприкосновенным при всех переменах в экономических отношениях"1. Мыслитель признавал, что общинным началом проникнута вся жизнь русского народа. "Здесь просматривается мысль А.С. Хомякова о том, что каждый спасается всеми, в противовес мысли Достоевского о виновности каждого из всех"2 - проводит аналогию Иванов - Разумник. Община рас­ сматривается с этической стороны. Кроме того, община дает некоторую гарантию от нищеты. Если в общине и есть нищета, то только в двух слу­ чаях: нищета от разврата и нищета от сиротства или несчастья. Развитием земледельческой общины будет община промышленная: "Когда простее устроится наш общий быт, все начала разовьются, и торго­ вая или, лучше сказать, промышленная община образуется сама собой"3. Здесь же исследователь отмечает, что право приобретать собственность, данное крестьянину, не нарушает общины. Главное, что посредством об­ щины никогда не будет эгоистической разъединенности между людьми. А.С. Хомяков идеализирует только славянскую общину. В европейских формах сельского быта, - английской и французской, - он усматривает ли­ бо антагонизм капитала и труда, ведущий к революции, либо полную на­ родную разъединенность. Опираясь на свои философские и социологические построения, А.С. Хомяков подходит к решению крестьянского вопроса, который стоял в центре внимания общественной мысли середины XIX века. Начало кре­ постнических отношений он выводит из "полюбовной" сделки между кре­ стьянами и помещиками. Юридическое же оформление крепостного права является результатом случайного стечения обстоятельств и невежества. Сложившемуся порядку вещей философ придает смягченную форму, ма­ нипулируя понятиями "собственность" и "владение". Он отрицает абсо­ лютное право собственности на землю и полагает, что это право является одинаковым для всех землевладельцев: и помещиков, и крестьян. Подоб­ 1Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т / Под ред. В.Я. Кирпоти- на. М.: Гослитиздат, 1948. Т. 4. С. 760. 2 Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: В 3 т. / Подгот. тек­ ста, послесл. и примеч. И.Е. Задорожнюка, Э.Г. Лаврика. М.: Республика; ТЕРРЛ, 1997 Т. 1. С. 386. 3 Хомяков А.С. О сельской общине. Ответное письмо приятелю // Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С. Хомяков). М.: Общество "Знание" РСФСР, 1990. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz