Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

74 антиподы: первое понятие предполагает цельность человеческого духа, второе - его раздробленность. Л.С. Хомяковым было разработано учение о соборности. Н.О. Лосский отмечал, что в этом учении содержатся наибо­ лее плодотворные мысли философа, которые "могут быть использованы для разрешения многих проблем социальной жизни общества"2. Соборность как целостность, по А.С. Хомякову, - это истинная соци­ альность, противостоящая тоталитаризму; она так же, как и церковность не носит принудительного характера. В силу борьбы различных интересов у представителей различных социальных слоев и групп общество теряет свою целостность. Братство людей заменяется индивидуализмом. Чтобы вернуться к своему первоначальному состоянию люди в свободной твор­ ческой деятельности объединяются в собор. А.С. Хомяков, таким образом, признавал возможность солидарности всего русского народа, славянских племен и человечества в целом. Соборность, по А.С. Хомякову, составляет стержень социально­ церковного устроения общества. Принцип соборности у А.С. Хомякова во­ площается в русской общине, "лучшей форме общежительности". "Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. От­ ними его, не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир"3. Патриархальная сельская община следует из патриар­ хальной семьи - первичной ячейки общества. В сельскохозяйственной об­ щине философ видел и положительные, и отрицательные стороны и счи­ тал, что в этой форме воплощаются идеалы любви и соборного единения. Как показал К.В. Фараджев, "Хомяков внес свой вклад в создание по­ пулярного мифа о традиционной религиозности крестьянского мировоз­ зрения. Преувеличивал он и благость общинного устройства, подозревая в этом устройстве стихийный демократизм, незыблемую справедливость и тождест­ во набожности1’4. Однако общинное пользование землями позитивным фактом считали А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Последний указывал: "Все теоретические заблуждения, все фантастические увлечения славяно­ 1 Либерман А.А. Памяти Федора Васильевича Чижова. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1908. С. 8. 2Лосский Н.О. История русской философии. М.: ЗАО "Сварог и К", 2000. С. 42. 3 Хомяков А.С. О сельской обшине. Ответное письмо приятелю // Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства (А.С. Хомяков). М .: Общество "Знание" РСФСР, 1990. С. 62. 4Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002. С. 54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz