Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
73 ет с типом семьи, и строит свое патриархальное учение об обществе. Се мья - ячейка общественности, а семейные отношения - идеальные прооб разы отношений общественных. Отношения между людьми в обществе, в том числе между народом и царем, построены по типу и подобию отно шений родителей и детей. Здесь необходимо отметить, что славянофил так и не доказал саму идеальность отношений в русской семье. А.С. Хомяков считал, что всякое общество состоит из двух начал: "из живого исторического, в котором заключается вся жизненность обще ства, и из рассудочного, умозрительного, которое... приводит в порядок... основное, то есть живое, начало"1. Идеал социальной жизни, общественно го устройства дан, по А.С. Хомякову, в Церкви, как единстве в свободе на основе любви. Люди должны быть связаны с Церковью, какой она была в начале своего пути, должны быть в единении с другими людьми во имя Христа. Вместе с тем, А.С. Хомяков не идеализировал реальную церковь, функционирующую в России в его время, и показывал ее недостатки. Цер ковь представляет собой "духовный организм", опирающийся не на авто ритет, а на истину, что и позволяет ей выступать основой духовной жизни. В этом качестве она является идеальным образцом общественного устрой ства. Христианская церковная общность свободна и базируется на любви в отличие от государства, которое опирается на насилие. Мысль А.С. Хо мякова о церковном идеале отразилась в воззрениях единомышленника, ученого - славянофила Ф.В. Чижова, принимающего деятельное участие в выработке славянофильского идеала будущего Российского государства. Он полагал, что долг и призвание России, которая должна стать во главе всех соединившихся славянских народов - осуществить благодатное Цар ство Божье на земле'. У А.С. Хомякова мы встречаем борьбу с индивидуалистическими те чениями в обществе, так как с церковным сознанием невозможно оставать ся на позициях индивидуализма. Этот принцип обозначается у него как "соборность" - свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спа сению, всеобщее устремление народа к цели. Соборность и индивидуализм - 1 Хомяков А.С. О сельской общине. Ответное письмо приятелю // Сухов А. Илья Муромец славянофильства (А.С. Хомяков). М.: Общество "Знание” РСФСР, 1990. С. 61.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz