Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

72 А.С. Хомяков в своих построениях исходил из церковного сознания, факта духовной жизни. "Это было сознательным принципом для него, - указывал В.В. Зеньковский, - ибо в Церкви он видел полноту истины".1 Как отправной пункт он использовал принцип соборности, или общинно- сти, выражающийся в сочетании единства и свободы и опирающийся на любовь к Богу. По-мнению А.В. Гулыги, в тезисе "русские-христиане" состоит "главное открытие Хомякова",2 лишь повторенное затем Ф.М. Дос­ тоевским. Можно с уверенностью сказать, что А.С. Хомяков подготовил почву, на которой вырос гений Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева. В своих социальных воззрениях А.С. Хомяков исходил, скорее всего, из своей жизненной позиции, сформулированной в одном из его писем: "На Руси нужен свой дом, своя семья для жизни, нужно внутреннее успо­ коение для того, чтобы внешняя деятельность была спокойна и плодотвор­ на, чтобы всякое доброе стремление соединялось с постоянством и после­ довательностью, без которых невозможен успех".3 А.С. Хомяков сам был помещиком, владельцем нескольких имений в разных губерниях. Ю.Ф. Са­ марин в статье-воспоминании "А.С. Хомяков и крестьянский вопрос" пи­ сал, что А.С. Хомяков стал управлять владениями с ранней молодости и был в прямых, непосредственных взаимоотношениях с крестьянами. Он одним из первых стал отменять в своих имениях барщину и переводить крестьян на оброк. "Ему хотелось, чтобы новый, задуманный им порядок осуществлялся не в силу помещичьего полноправия, а по обоюдному со­ глашению с крестьянами, и... чтоб этот порядок оправдался в своих по­ следствиях не как милость..., а как верный расчет, выгодный для крестьян и вовсе не разорительный для владельца"4. Он был уверен, что земля при­ надлежит народу, а владельцу поручено лишь правильно распоряжаться ею для общего народного блага. А.С. Хомяков понимал общество как организм, а не как механизм, по­ скольку русское общество - христианское, живущее единым соборным ду­ хом, а значит, органическое. Понятие общественности мыслитель связыва­ 1Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: Эго, 1991. Т. 1.4.1. С. 202. 2 Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. С. 51. 3 Кошелев В. А.С. Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях, разыска­ ниях. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 276. 4 Самарин Ю.Ф. А.С. Хомяков и крестьянский вопрос // Самарин Ю.Ф. Статьи, воспоминания, письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 145.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz