Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

71 они хотели возродить национальную самобытность русского народа, но в рам­ ках всего мира, отсюда и возведение в культ его религии. Необходимо отметить, что славянофилам часто ставят в упрек стрем­ ление обособить нашу страну от остального человечества, в частности, За­ пада. Такие взгляды необоснованны. Представители кружка в большинстве своем, напротив, призывали брать на вооружение позитивные достижения западной цивилизации и при этом заботиться о сохранении самобытной культуры русского народа. Славянофилы любили Россию, но претендовали на особую любовь к ней, и она отличалась, по их понятиям, от той любви, которая внушалась народу официальной властью. Они хорошо осознавали общее коренное зло русской жизни: насилие, бесправие, бюрократическая неправда и многое другое. Все это они связывали с влиянием западной культуры на Россию, поэтому у славянофилов на первый план выступала духовная борьба с Западом, осуществляемая на религиозной почве, крити­ ческое отношение к его достижениям. 2 . 2 . Общественный идеал России в социально-религиозных воззрениях славянофилов Славянофилы, исследуя историю русского общества, подчеркивали, что в русском национальном самосознании и судьбе народа сыграло ре­ шающую роль принятие христианства с его принципами единства и любви. Важной стороной славянофильской школы явилось стремление отыскать в народных основах русской жизни идеал патриархального быта, основан­ ный на доверии, религиозных представлениях и чувстве единения, и во­ плотить его в обществе своего времени. Славянофилами была разработана концепция прошлого России, на­ правленная на поиск ее идеального общественного устройства. В центре этой концепции находится тезис о самобытной русской душе и характере русского человека. В формировании этого характера непосредственное участие принимает православная церковь, а развитие он получает в об­ щинном быту. Славянофилы имели свою утопию, которую считали поистине рус­ ской и не признавали утопические системы зарубежных мыслителей, по­ строенные на далеких от самобытных российских началах. В эту утопию входили идеальное православие, идеальное самодержавие, идеальная на­ родность, органично выросшие на русской почве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz